Тема любви и особенно нелюбви матерей к их родным дочерям является негласным табу в обществе. Материнская любовь считается безусловной и абсолютной, а попытки заговорить о ее отсутствии - причиной возмущений и 'одергиваний': 'на что, вы, дескать, покушаетесь, на самое святое?'
Однако это 'самое святое' - не более, чем миф, и миллионы несчастных женщин, несущих эту боль в себе, не дадут соврать.
Совсем недавно я наткнулась на книгу американской писательницы Пегги Стрип 'Плохие матери и болезненные последствия' и была поражена, что кто - то столь открыто говорит об этой теме.
Меня воодушевило, что проблема, существовавшая, как мне казалось, для меня одной, признается многими и многими женщинами по всему миру. И часто 'миру' совсем другого детства, нежели было у меня и моих ровесниц, - с нянями, гувернантками и частными виллами, - что, однако, никак не повлияло на матерей из этого другого 'мира' проявить любовь к своим дочерям.
Автор пишет, что в возрасте примерно трех - четырех лет она поняла, что мать ее не любит. Это было не вполне осознанное в силу возраста чувство, но оно проявлялось во многом, - и в том, как мать морщилась, когда дочка забиралась к ней на колени, и в ее постоянном одергивании 'веди себя прилично!' на прогулке и, главное, в той разнице, которую ощущала маленькая девочка между тем, как относились к ней другие люди - дедушка, отец, даже няня, и собственная мать.
Собственной матери она мешала, она ей 'не нравилась', она была и осталась на многие годы для нее объектом критики.
Автор приводит даже такой ужасающий, но очень правдивый жизненный пример, - все успехи и достижения нелюбимой дочери будут вызывать у такой матери только раздражение и досаду, а отнюдь не гордость. Я вспоминаю пример из книги другого автора, Марии Арбатовой, когда всё, что сказала ее мать на презентации первой книги Арбатовой, было:' И зачем ты напялила эти брюки, они только подчеркивают хромоту?' Саму книгу мать взяла на кухне еще до презентации мокрыми руками и, подержав секунду, молча положила на клеенку стола.
Вырастая, кого выбирают себе в партнеры и мужья такие нелюбимые дочери? Таких же нелюбящих 'матерей', перенося модель отношений, к которым они привыкли в детстве. Одна из героинь книги Пегги Стрип вспоминает:'Как я могла выбрать себе в мужья собственную мать? Ведь первое, что сказал мне будущий муж при нашем знакомстве, было: вы сами придумали так повязать шарфик? снимите немедленно, - тогда мне это показалось очень милым..'
То же происходит и в 'выборе' друзей, - во всех попытках сближения чувствуется подвох и даже расчет, потому что 'разве кто - то захочет дружить со мной просто так?'
Особое место занимает отношение матери к другим детям в семье, часто оно совсем другое, чем к дочери, нежное и внимательное, что заставляет дочь снова недоумевать, 'чем она хуже'.
Нельзя обойти вниманием и непрекрытую ревность стареющей матери к молодой красивой дочери и даже попытки флирта (и не только) с ее партнером и мужем.
Сможет ли такая дочь впоследствии стать хорошей матерью для своей дочери? По словам автора, ей это удалось. Честно говоря, я ей завидую.
Сможете ли вы поделиться своим опытом в комментариях к этой статье?.. спасибо, и до новых встреч.