Найти тему
Доктор Стриж

Кто придумал душ Шарко?

Что такое душ Шарко знают все. А в честь кого он так назван - знаете?

Обычно я пишу о хирургах, но сегодня речь пойдёт об уникальном человеке, фактически создавшем неврологию как науку. Множество психоневрологических заболеваний описано именно им, масса методов лечения предложена им, названия заболеваний даны тоже им.

Им же воспитано целое поколение учеников, оставивших яркий след в мировой неврологии и психиатрии. Людям, далёким от медицины, точно известны такие фамилии, как Фрейд и Бехтерев. Врачи и студенты медвузов знакомы с именами Жиля де ла Туретта и Жозефа Бабинского.

Жан-Мартен Шарко родился в Париже 29 ноября 1825 года в семье бедных ремесленников-каретников. У его родителей было трое сыновей, но только Жан-Мартен получил высшее образование. Отец не мог оплачивать дорогостоящее обучение всем своим детям. Пришлось выбрать из них самого смышлёного.

На скопленные деньги Жана-Мартена отправили учиться в лицей Кондорсе. Где в разные годы постигали науки такие небезызвестные люди, как Поль Верлен, Серж Генсбур, Поль Валери, братья Гонкуры, Жан Кокто, Надар, Жан Маре, Луи Рено, Марсель Пруст, Андре Ситроен, Тулуз-Лотрек, Луи де Фюнес.

После окончания лицея Жан-Мартен поступил на медицинский факультет Парижского университета.

Спустя четыре года он пришёл интерном в больницу Сальпетриер. Это название переводится с французского как «склад селитры». Дело в том, что в 1684 году на месте старой пороховой фабрики был построен женский приют для престарелых и нищих, в частности носящий функцию тюрьмы для женщин, осуждённых за воровство, убийство, супружескую неверность и проституцию. А к середине XIX века полупенитенциарное заведение трансформировалось в больницу.

Ко времени поступления туда на службу Шарко на попечении больницы находилось пять тысяч больных бездомных женщин всех возрастов: от детей до глубоких старух.

Юный эскулап понимал всю необходимость исследований. Денег и лабораторного оборудования не имелось, он мастерил нужные приборы сам. В дальнейшем также своими силами он организовал патанатомический музей, кабинеты рисунка, скульптуры, фотографии и медицинскую библиотеку.

Постепенно Шарко стал доктором медицины, профессором невропатологии, занял должность главного врача клиники Сальпетриер, открыл первое мужское отделение больницы.

Начал читать в клинике лекции по неврологии с демонстрациями пациентов. Собрания пользовались такой популярностью, что на них приходили не только студенты и врачи, но и члены высшего общества, писатели, философы.

А через некоторое время Шарко возглавил кафедру нервных болезней, которая открылась на базе Сальпетриер. Так, стараниями одного человека, больница для нищих превратилась во всемирно известный научно-исследовательский центр.

За свою жизнь Шарко был избран президентом, вице-президентом, почётным или действительным членом 55 академий, университетов и научных обществ.

Шарко дважды посетил Россию. Его дочь владела русским языком, у него учились многие русские доктора. Бехтерев писал о своём учителе: «парижские врачи… ревновали нас, русских, и, смеясь, сочинили анекдот о русском происхождении Шарко, производя его фамилию от русского города Харькова».

Шарко оказал огромное влияние на Зигмунда Фрейда. Четыре месяца стажировки в клинике Сальпетриер определили направление его дальнейшей деятельности. Именно в своих исследованиях истерии Фрейд сделал первые наброски по психоанализу. Шарко считал Фрейда способным студентом и доверил ему перевод своих работ на немецкий язык. Фрейд говорил о профессоре: «Ни один человек не имел на меня такого влияния… Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама, полный новым представлением о совершенстве».

Сын Жана-Мартена по началу пошёл по отцовским стопам, защитив звание доктора медицины. Но более известен, как полярный исследователь, океанограф и спортсмен. Его именем названы пролив и гора архипелага Кергелен.

Жан-Мартен владел гистологической техникой (что по тем временам не было редкостью). В связи с чем мог описывать не только особенности клинического течения заболеваний, но и посмертные анатомические признаки.

Но он ещё и отлично рисовал! Поэтому прекрасно воссоздавал образы своих больных и анатомические препараты в качестве иллюстраций к своим книгам и лекциям.

Авторству Шарко также принадлежал аппарат, измерявший тремор у страдающих болезнью Паркинсона.

Отдельно стоит отметить заслуги Жана-Мартена перед женщинами. А конкретнее - внесение ясности в такое путанное по тем временам понятие, как истерия. Но, пожалуй, я напишу об этом отдельно.

Скажу только, что Шарко первый стал диагностировать истерию у мужчин. Это было настолько кощунственным, что Зигмунда Фрейда, однажды даже высмеяли в Венском Врачебном обществе, когда тот сообщил об описанных в Париже случаях мужской истерии.

Для лечения истерии Шарко успешно применял гипноз. И, та-да-м, всем известный душ Шарко.

Жан-Мартен Шарко собрал многотомную библиотеку по медицине, где было порядка 3500 книг, а также был основателем нескольких периодических изданий по неврологии и психиатрии.

Шарко изучал изображения психически больных на иконах, гобеленах и старых мозаиках. Вместе с одним из своих учеников, Полем Рише, он написал книги: «Безумие в искусстве» и «Уродства и болезни в искусстве», где собрал, систематизировал и попытался объяснить картины, на которых были запечатлены сумасшедшие.

В свободное время профессор занимался копированием картин Альбрехта Дюрера, Леонара Лимозена. Копии и собственные произведения выполнялись им на полотне, фарфоре, фаянсе. Также по четвергам он устраивал музыкальные вечера, на которых запрещалось даже упоминать о медицине.

В августе 1893 года Жан-Мартен Шарко в связи с участившимися приступами стенокардии поехал отдыхать на берег Сеттонского озера в Морване. В поездке его сопровождали бывшие ученики, профессора Парижского медицинского факультета. Он был полон идей и творческих замыслов. Однако, 16 августа 1893 года великого ученого и врача не стало.

Похороны профессора прошли тихо и скромно. Так как при жизни он просил, чтобы «на его гроб не было возложено ни одного венка и над его могилой не было произнесено ни одной речи».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц