Найти тему

Путевые зарисовки современного Дагестана (часть 2)

Дербентская крепость
Дербентская крепость

Население и образ жизни.

Дагестан – один из самых многолюдных регионов России. Здесь проживают более 3 млн. чел. Не смотря на то, что демографический переход республика, в общем прошла, и рождаемость и естественный прирост постепенно сокращаются, Дагестан по-прежнему можно назвать «островком демографического благополучия» на фоне преимущественно депопулирующей России. Дагестан – один из самых «сельских» регионов России, доля селян около 54%, но и в городах большинство жителей – это горожане в первом поколении, поэтому в целом образ жизни населения сохраняет сельские черты и ориентирован на традиционные ценности.

Как известно, Республика Дагестан самый многонациональный (по числу коренных этносов) субъект в России. Здесь проживают более 30 различных этнических и субэтнических групп. В равнинной части республики и в городах в процессе миграции с гор этносы «перемешались» и живут совместно, а в горной части сохраняется высокая степень моноэтничности поселений.

В поселениях горного Дагестана ярко выражена локальная территориальная идентичность населения, которая нередко превалирует над этнической самоидентификацией. Жители в первую очередь позиционируют себя гунибцами, чохцами, согратлинцами, акушинцами, кубачинцами, курушцамиитолько во вторую ассоциируют себя с аварцами, даргинцами, лезгинами и лишь потом дагестанцами и россиянами. Интересно, что по мнению самих жителей, они достаточно сильно различаются в зависимости от места происхождения. Например, среди аварцев бытуют такие представления: «чохцы – гордецы, согратлинцы – хитрецы, гунибцы – обладатели твердого характера подобного скале, на которой они живут». На первый взгляд, религия играет важную роль в жизни людей. Мечети, молельные дома, здесь расположены, как магазины, в шаговой доступности и практически на каждой автозаправке есть молельная комната. Вдоль дорог и в населенных пунктах очень часто встречаются растяжки и таблички со словами из корана и лозунгами призывающими исповедовать религию. В республике бережно сохраняют память о шахидах, в местах их погребениях созданы мавзолеи (зияраты) с молельными комнатами. Зияраты являются объектами паломничества.

Мавзолей (зиярат) Мухаммада Яраги (Согратль)
Мавзолей (зиярат) Мухаммада Яраги (Согратль)

По количеству сельских населенных пунктов Дагестан занимает первое место в СКФО. Условно горные селения можно разделить на два основных типа – горно-долинные и высокогорные. Одни расположены в долинах горных рек, другие находятся – на горных плато и склонах. Соответственно самые крупные по численности населения аулы находятся в долинах рек, т.к. они в пространстве менее ограничены и у них лучшее транспортное положение. Например, в горно-долинном ауле Ахты население составляет более 13 тыс. человек, а в Гунибе, расположенном на высоком плато, насчитывается только 2,6 тыс. человек, при этом оба аула выполняют функции райцентров.

Аул Гуниб и одноименное плато
Аул Гуниб и одноименное плато

В Дагестане сохранилось ещё много аулов высокогорного типа, тогда как в других республиках Северного Кавказа, абсолютное большинство из них, практически, заброшены. Нельзя сказать, что процесс отмирания сети высокогорного расселения не затронул Дагестан, тенденция движения населения с гор на равнину здесь также заметно проявляется. Только развалины напоминают о существовании ранее знаменитого своей сталью и оружием высокогорного поселения Амузги (вблизи с Кубачами), а во многих аулах осталось ничтожно мало жителей, например, в селении Гамсутль сегодня проживают лишь 10 человек.

Заброшенный аул Амузги (Дахадаевский район)
Заброшенный аул Амузги (Дахадаевский район)

Вместе с тем, уехавшие стараются сохранять свои связи с родовыми селениями. Многие дагестанцы понимают и ценят богатство потенциала того места, в котором они родились. Дома поддерживаются в жилом состоянии, сюда приезжают во время отпуска. В селении Согратль большая (по горным меркам) школа – здесь учатся 120 детей. Оказывается, некоторые родители, живущие в городах на равнине, отдают своих детей учиться в эту школу, чтобы они не забыли родной язык и родную культуру. Вообще в Дагестане с большим уважением относятся к науке, ученым, а дагестанцы – весьма образованный народ. Даже «простые», без высшего образования люди в беседах демонстрировали достаточно глубокие познания в истории, географии, философии. С гордостью говорят, что только из аула Чох вышло 130 докторов наук, а уж кандидатов наук никто и не считал.

Многие высокогорные селения являются настоящими историческими музеями под открытым небом. Здесь хорошо сохранилась традиционная для жилищ горцев архитектура, представленная ступенчатой, как правило, 2–3-х этажной застройкой, арками, закруглёнными окнами и длинными верандами.

Традиционая горская архитектура аула Чох
Традиционая горская архитектура аула Чох

Встречаются старинные мечети и сторожевые башни. Интересно, что некоторые из них (например, кубчинская) имеют редкую для Северного Кавказа круглую форму, тогда как за пределами Дагестана повсеместно преобладают прямоугольные башни.

Кубачинская башня (к сожалению, сторожевых башен в Дагестане сохранилось гораздо меньше, чем в Северной Осетии, Ингушетии и Чечни)
Кубачинская башня (к сожалению, сторожевых башен в Дагестане сохранилось гораздо меньше, чем в Северной Осетии, Ингушетии и Чечни)

Хаотичность узких улочек, желтый цвет природного камня, этажность создают ощущение настоящего средневековья.

Старинная улица в Согратле
Старинная улица в Согратле

Одновременно, во многих селениях строятся и новые дома, в которых владельцы могут и не жить, или приезжать изредка, причем дома строятся большие, в два–три этажа, площадью около 200 кв. м. Считается, что каждый дагестанец должен построить свой дом, даже, если он будет это делать почти всю жизнь. Величина дома – своеобразный маркер успешности и демонстрация благополучия. Большие дома, несомненно, – это еще и историческое наследие. Традиционно, нижние этажи горского дома предназначены для различных хозяйственных надобностей, а уже верхние – непосредственно для жилья, причем в доме много комнат – не только для всех членов больших семейств, но и для гостей.

Старые дома в аулах не забрасываются. Дети, внуки, правнуки сохраняют «родовые гнезда». Обновляется кровля, перестраиваются несущие основные стены. Как старые, так и новые постройки используются, теперь уже городскими жителями в качестве дачного летнего жилья.

Главный компонент внутреннего убранства дома – ковры. Они везде – на стенах, лестницах, полу и столах. При входе в дом обувь снимается, иногда даже за порогом дома. Гостя встречают чаем. Чай обычно подают в небольших стеклянных или хрустальных стаканах, к чаю подаются разнообразные сладости – мед, варенье, орехи, конфеты, сухофрукты. Помимо обычного чая дагестанцы любят калмыцкий с молоком и травяной чаи. В селении Согратль жители готовились к проведению фестиваля чая.

Отдельного уважения заслуживает бережное отношение дагестанцев к прошлому. Важно, что исторические события не разделяют на хорошие и плохие, они принимаются как данность; жители, конечно, гордятся своими героями, но и уважают противников. Например, одинаково поддерживаются от разрушения «ворота Шамиля» и «ворота Барятинского» в Гунибе.

Шамилевские Ворота в Гунибе
Шамилевские Ворота в Гунибе

Оберегаются и зияраты, и памятники, погибшими в Великой Отечественной войне, и новые памятники, погибшим в современных военных конфликтах. Очень много напоминаний в различной форме о выдающихся соотечественниках (героях СССР, России, литераторах, спортсменах и т.п.).

Памятник выдающемуся спортсмену Али Алиеву в Чохе
Памятник выдающемуся спортсмену Али Алиеву в Чохе

Не уничтожены и памятники одиозным советским деятелям – Сталину, Ленину, Кирову.

Памятник И. Сталину и памятные доски артистам М.И. Багдулову и М.Р. Гасановой в ауле Чох.
Памятник И. Сталину и памятные доски артистам М.И. Багдулову и М.Р. Гасановой в ауле Чох.

Практически в каждом крупном селении есть свой уникальный краеведческий музей.

Экспозиция в краеведческом музее Согратля
Экспозиция в краеведческом музее Согратля

В равнинной части Северного Дагестана (Тарумовский и Ногайский районы), в условиях засушливого климата сельские крупные населенные пункты встречаются редко. Здесь доминируют, кутаны, которые первоначально имели временное население, а сейчас их можно отнести к небольшим поселениям фермерского типа (кошары). Более густая сеть сельских поселений в равнинных Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртовском районах, что связано с более развитой гидрографической сетью из рек и каналов.

Если Вам понравился наш канал подписывайтесь и ставьте лайки!