Найти тему
Авиация для чайников

Ужас и нелепость самой страшной авиакастрофы в истории авиации

Я думаю сегодня многие слышали об острове Тенерифе, как о райском острове в Атлантическом океане. Океан, песок, прекрасная погода,отпуск 🌊 Но не все знают о том, что именно здесь, произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории мировой гражданской авиации.

27 марта 1977 года, 583 погибших, 2 огромных двухпалубных лайнера Boeing 747 и роковая цепь ошибок, приправленная щепоткой невезения.
Кадр из документального фильма "Air crash investigation"
Кадр из документального фильма "Air crash investigation"
Настоятельно советую посмотреть серию об этой авиакатастрофе в документальном фильме "Расследования авиакатастроф".

Оба самолета выполняли чартерные рейсы, рейс авиакомпании "PAN AM" прилетел из Лос-Анджелеса, рейс "KLM" из Амстердама. Оба самолета не собирались приземляться в аэропорту Тенерифе, они следовали на соседний остров Гран-Канария, но в цветочном магазине аэропорта Лас-Пальмас взорвалась бомба, заложенная сепаратистами и аэропорт закрыли. Именно поэтому, самолеты полетели в Лос-Родеос (Тенерифе).

Командир экипажа рейса KLM Якоб ван Зантен, ведущий лётчик-инструктор и звезда авиакомпании.
Командир экипажа рейса KLM Якоб ван Зантен, ведущий лётчик-инструктор и звезда авиакомпании.

Спустя 2 часа после приземления в аэропорту Лос-Родеос, аэропорт соседнего острова Гран-Канария наконец открылся и снова начал принимать самолеты. Рейс авиакомпании "Pan Am" быстро подготовился к взлету, но так как аэропорт был достаточно маленький, все стоянки были заняты, Боинг "KLM" блокировал самолет "Pan Am", поэтому руление могли начать сначала "нидерландцы". 747 "KLM" буквально в последнюю минуту запросил дополнительное топливо, так как ему после приземления в Гран-Канарии предстояло продолжить полет в Амстердам.

За время задержки с холмов спустился густой туман и окутал аэропорт. Условия видимости были чуть ли не нулевые. По словам выживших пассажиров, они не видели даже второго двигателя на крыле (Boeing 747 оснащен 4 двигателями, по 2 с каждой стороны крыла).

-3

Из-за высокой загруженности аэропорта обычный маршрут к ВПП был заблокирован. Улетающим самолетам было нужно вырулить на саму ВПП, доехать до её конца, развернуться на 180 градусов и совершить взлёт.

Каким-то невероятным образом в результате этого маневра два огромных лайнера Boeing оказались на одной и той же полосе в одно и то же время, невидимые друг для друга и для диспетчерской вышки (в аэропорту отсутствовал радар, отслеживающий наземные передвижения).

Рейс "KLM" вырулил на ВПП первым, "Pan Am" катился позади. Командир ван Зантен доехал до конца, развернулся и остановился, ожидая разрешения на взлёт. В это же время рейс "Pan Am" получил приказ повернуть с полосы на рулежную дорожку с левой стороны, чтобы другой самолет смог взлететь.

-4

В условиях жуткого тумана летчики "Pan Am" пропустили предписанный им поворот (3) на рулежную дорожку и поехали до следующего (4). В то же время экипаж "KLM" связались с диспетчерами, чтобы получить разрешение на использование заявленного маршрута. Это не разрешение на взлет, а распоряжение о точках поворота, высотах, частотах и т.д.

Лётчики чувствовали себя усталыми, им предстоял ещё один лэг домой, в Амстердам, им не терпелось взлететь, поэтому, по ошибке, пилоты восприняли разрешение маршрута за получение разрешения на взлёт. После этого командир произнес фразу: "We gaan" (голл., поехали!) и отпустил тормоза.

В это же время, второй пилот компании "Pan Am" сказал: "Мы всё еще совершаем руление по ПОЛОСЕ".

В ту же минуту диспетчер передал сообщение для "KLM" : "Хорошо. Ожидайте разрешения на взлет". Ответа не последовало, что автоматически принималось как согласие.

Любое из этих сообщений могло и должно было заставить экипаж Нидерландской авиакомпании затормозить. Но дело в том, что эти сообщения накладывались друг на друга и лётчики их попросту не услышали.
-5

Летчики и диспетчеры переговаривались по двухстороннему УКВ-радио. По такому радио может говорить лишь один человек (похоже на общение по рации). Если одновременно говорит более одного человека, то в результате слышна только шумовая помеха (похожая на треск).

Командир "KLM" услышал лишь слово "хорошо" и последующий треск и продолжил взлёт.

Несколько секунд спустя произошел ещё один разговор: "Сообщите, когда полоса будет свободна", - с вышки в адрес "Pan Am".

И снова пилоты "KLM" не услышали этого сообщения, по-видимому уже слишком сосредоточенные на взлёте.

Пилоты "Pan Am" поняли, что что-то идет не так, поэтому решили поскорее убраться с полосы, но было уже поздно... Через несколько секунд спустя огни 747 "KLM" появились из-за тумана и стремительно приближались. Экипаж "Pan Am" резко развернул самолет влево, к краю ВПП, в свою очередь, экипаж "KLM" тоже заметил другой лайнер. Они пытались взлететь и им это почти удалось, но стойки шасси и двигатели врезались в верхнюю часть фюзеляжа самолета.

Кадр из документального фильма "Air crash investigation"
Кадр из документального фильма "Air crash investigation"
Никому из 248 пассажиров и членов экипажа спастись не удалось. Самолет упал на ВПП полосу и загорелся. Некоторым находившимся в самолете авиакомпании "Pan Am" выжить всё же удалось, 61 человек из 396 пассажиров.

Это происшествие ещё одно подтверждение тому, что любая авиакатастрофа - это совокупность факторов. Конкретно в этой ситуации, нельзя винить кого-то одного.

Это страшное и роковое стечение обстоятельств:

Мы уже говорили про командира экипажа рейса "KLM" Якоба ван Зантена, он был ведущим лётчиком-инструктором и на самом деле, достаточно мало летал, большую часть времени он проводил на тренажерах, обучая других пилотов. Когда человек слишком много проводит времени на тренажере, то у него может стираться грань между реальным и тренировочным миром.

Кстати, разрешение на взлёт в тренажерных комплексах дает сам инструктор! Возможно именно поэтому Зантен не уделял особого внимания при общении с диспетчерской вышкой.

Повлияли и погодные условия, и напряженная обстановка в аэропорту вылета (тихий аэропорт Лос-Родеос не сталкивался с таким количеством трафика), отсутствие радара, несовершенство системы связи, усталость экипажа и полная заправка Голландского лайнера и т.д. Да и вообще, не взорвали бы террористы ту бомбу...

В 30 годовщину катастрофы рядом с аэропортом Тенерифе открыли памятник в честь погибших людей.

Мемориал называется "Лестница в небеса".
Мемориал называется "Лестница в небеса".

Винтовая лестница, по словам создателей - это символ бесконечности. Направленная вверх и резко обрывающаяся винтовая лестница, символизирует внезапно прерванные жизни находившихся на борту обоих лайнеров. Примечательно то, что те модели Boeing 747 были оснащены подобной винтовой лестницей, соединявшую 1 и 2 этаж самолета.

Если Вам понравилась статья - ставьте пальчик вверх 👍 Не забывайте подписываться на канал, чтобы ежедневно узнавать что-то интересное из мира авиации 😉