На носу майские праздники. Что они сулят в этом году? Я с теплом вспоминаю начало мая 2017-го года.
Когда мы в прошлый раз ехали в солнечную Турцию, машины поломались в районе перевала Дятлова, и мы вынуждены были развернуться. В этот раз мы поехали более надёжным маршрутом: Москва – Ярославль – Вологда – Солза – Каргополь – Турция. Наш друг Дима прорывался через Вытегру из Питера. Мы были прекрасно подготовлены: я купил новые плавки, Дима взял лодку и спиннинги.
Каргопольский сектор Кенозёрского парка. Деревня Масельга. Мы были здесь тысячу раз. Мы обросли здесь друзьями. Мы исходили здесь десятки, а может и сотни, километров. Мне очень трудно передать те чувства, которые наполняют меня, когда я смотрю на это лежащее внизу озеро, или покосившийся сруб баньки, или сосновый лес на холме. Наверное, это чувство полного умиротворения. Причём, вне зависимости от погоды, времени года или времени суток.
Дорожку мы за много лет накатали. Обычно не связываемся с дорогой через Солзу, и смело мчим через Вытегру и Пудож. Но если вашей целью является какой-нибудь Ошевенск или Каргополь, имеет смысл срезать путь*. В этот раз мы особо не спешили, поэтому решили сэкономить порядка 150-ти километров. От А-119 до Солзы участок длиной 25 километров вполне проезжабельный на любом полноприводнике. Ездят там и легковушки, но, как говорят в народе: «Хороший хозяин не погонит пузотёрку по региональной автодороге Прокшино-Солза».
Дальше вас ждёт 80 с небольшим километров отличного грейдера до Каргополя. Ну а дальше – куда вам надо. Нам надо было в сторону Пудожа. Вот там дорожка интересна и разнообразна. Сначала – неплохого качества асфальт. Потом – плиты. Потом – грейдер приличный. Потом – грейдер неприличный. Сейчас, говорят, подсохло, а какое-то время назад, КАМАЗы садились.
Домик в парке мы забронировали заранее. Очень уютный дом с двумя комнатами, двумя печками и огромным столом – что ещё нужно для прекрасного отдыха!
Церковь преподобного Александра Свирского на Хижгоре очень деликатно отреставрировали. Мне нравится вид с её колокольни. Деревья с каждым годом вырастают всё выше и уже почти заслонили собой озеро.
Мы ведём праздный образ жизни: гуляем, ходим в баню по-чёрному, окунаемся после парилки в купель между первым и вторым слоями льда, принимаем гостей, вкусно и обильно закусываем. Периодически в воздухе начинают кружить белые мухи. Лодку пока не накачиваем – выжидаем.
Спивается деревня. Казалось бы, работу найти можно – это туристическое место. Вон, стоит домик сельского учителя и рыбака — Александра. Раньше у дома стояла «буханка», сейчас – сотый лендкруизер. Саша заготавливает рыбу, сдаёт домики, возит туристов на Бесов нос – мыс с петроглифами на Онежском озере. Но, похоже, он один здесь такой. Крутятся далеко не все. Да и крутиться непросто. К примеру, за килограмм брусники приёмный пункт даёт 80 рублей. Почём мы покупаем бруснику в Москве? Одним словом, пьёт народ по-чёрному. Герцен, Чаадаев и Бердяев ломали головы над характером русского народа – куда уж мне лезть в эту компанию.
Я часто подумываю о том, чтобы бросить всю эту столичную суету, купить домик где-нибудь на Катуни и разводить овец. Останавливают меня вот такие истории. Сложно мужикам выбраться к стоматологу: далеко и дорого. Что они делают: берут провод, один конец – на зуб, другой – на тракторный пускач. И… дёргают. Переборщил немного – головой об гусеницу трактора, зуб – в крошки.
Наше маленькое путешествие заняло ровно четверо суток. Пробежали мы порядка двух тысяч километров по дорогам Ярославской, Вологодской, Архангельской областей и Карелии. Прохватили по разного качества асфальту, плитам и грейдерам. Вологодская область удивила дороговизной топлива, Ярославская – традиционно порадовала дешевизной.
Лодку мы так и не накачали. Лёд не пробили. Спиннинги не покидали.
*В прошлом году, насколько я знаю, мост был разрушен. Восстановили ли его – мне неизвестно.