Наши славянские пращуры в духов верили. Духов почитали, духов боялись, с духами общались. Духи были неотъемлемой частью славянской культуры. Духи представлялись им мистическими существами, сильными, добрыми или злыми, влияющими на быт, и вообще, на жизнь от младых лет до старости, да и после смерти. Духов наделяли сверхспособностями.
Водяной
Древние не только верили, но и знали о существовании всевозможных домовых, леших, водяных. Согласно преданиям, мифам и легендам древних славян хозяином рек, озер, болот, речушек, ручейков и вообще всей воды на матушке-земле является Водяной. Водяного в народе называли Водяным дедом, Водовиком, Водяником, Водным царем. Но более в мифах и легендах прижилось, конечно, название Водяной. Водяной скорее отрицательный персонаж, чем положительный, его славяне считали духом злым. Связывали это с опасностью воды, глубины и всего, что таится под толщей воды. Боялись, что водные духи могут утянуть на дно, и тогда - погибель.
Но с течением веков славянский народ понял великое значение и силу воды, и стал селиться у водоемов, рек и озер. Водяные, кикиморы, русалки становятся неотъемлемой частью русского фольклора. Водяного в народе изображали по-разному: то старым дедом с зеленой бородой, обросшего тиной, то в виде огромной рыбины, а то вовсе — в образе страшного чудовища с плавниками и хвостом. Иногда его представляли в образе большой пучеглазой лягушки с большим брюхом, с бородавками, покрытого пиявками и водорослями. Иногда в сказках водяной был добрым помощником, он всегда знал, где хранится вода ключевая, вода живая и вода мертвая.
Согласно поверью, Водяной мог перевоплощаться в птиц и рыб, зверей и лягушек, а то и вовсе прикинется бревном, плывущим по реке, али корягой, торчащей из воды. Прячется и подсматривает за купающимися девушками да юношами.
В зимние морозные месяцы Водяной дедушка уходил на дно и засыпал там под толщей льда. По весне же просыпается и начинает крушить и ломать льды, освобождая от зимнего плена все водоемы. Народ по весне пытался задобрить его, поливая воду маслом. Приносили также в дар всякую домашнюю птицу, гусей, уток. В народе верили, что кого присмотрел Водяной в качестве жертвы, непременно утянет на дно. Отсюда, наверно, и пошла в народе пословица о том, что кому суждено повесится — не утопнет. Особенно любил Водяной проказничать на различных водяных мельницах. Какую мельницу облюбует - там надолго застрянет.
Девушки по одиночке не купались, только группами. Ночных и вечерних купаний, после захода солнца тоже избегали. Купальный сезон у древних славян заканчивался примерно в конце июля — начале августа. Считалось, что в это время Водяной дует на воду и вода становится холодной. А купания на исходе лета может обернуться болезнью, или даже смертью. Как видим, они жили по лунному календарю, что для русской равнины и Севера вполне естественно. Лето там короткое, в августе уже бывает холодно.
У Северных народов России Водяной царь правит всеми водяными всех водоемов. Его изображали седовласым стариком с длинной бородой, в руке он держит палицу. Поднимается вверх на тучах и своей палицей проливает на землю воды, чтобы наполнить реки и озера новой водой.
В старину рыбари всегда делились своим уловом с Водяным: первая пойманная рыба - ему, чтобы и в следующий раз улов был богатым. Водяного прозвали Водяным молчуном, потому, что у него всегда во рту вода. Считалось,что он не любит болтунов и почитает тех, кто умеет хранить секреты. Отсюда же до наших дней дошли пословицы «Молчит, как воды в рот набрал» и «Иду на Кудыкину гору воровать помидоры». На Руси болтунов не любили, и умели хранить секреты.
Пасечники почитали Водяного, верили, что он - покровитель. Поэтому пасеки часто разбивали вблизи рек, речушек. В водоём опускали мед первой качки. Славяне верили, что за это Водяной оберегает и защищает пчёл от мора и разорения улей дикими зверями.
Родниковые Водяные были в особом почете. Верили, что родники возникают от силы бога Перуна. главного в пантеоне славянских божеств. Перуновы родники имели особую силу и назывались «гремячими ключами». Такое название дошло до наших дней.
В болотах и камышах прячутся кикиморы. Кикимора или Шишига — злой дух в виде женщины, которая часто заманивала путников в болота и непроходимые места. Поэтому народ опасался ходить далеко в лес. А болота и топи часто связывали с нечистой силой.
Русалки
"...Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;"
А.С.Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила"
Главное место в царстве Водяного, конечно, занимают русалки. Эти полудевы с великолепными волосами и рыбьим хвостом, вместо ног, заманивали своей красотой каждого, кто приближался к воде. Но русалки не злые, а просто любят проказничать. Были и водяные берегини и бродницы, которые помогали найти нужную протоку или отыскать брод. Существует версия, что русалками становились невинные девушки-утопленницы, которые сами наложили на себя руки.
Наши речные русалки очень похожи на древнегреческих гомеровских морских сирен, живущих во владении морского царя Посейдона. Подобно морским сиренам, наши русалки также обладают прекрасным голосом. Иногда волшебным пением, а иногда и просто смехом заманивают они в свои владения. Отсюда же пошло в народе выражение «русалочий смех». Смеяться русалочьим смехом — значит смеяться влекущим, волшебным, наигранным, чаще всего неискренним смехом. Русалочьим смехом, конечно, смеются женщины, зачастую умело пользуются этим орудием для привлечения внимания к себе.
Интересным отражением в творчестве русских художников явились мифы о русалках. Если у Крамского русалки — всего лишь несчастные духи, грустные и обреченные, с тихим заунывным пением, то у Маковского они превращаются в прекрасных дев, Речные ведьмы необыкновенно хороши, кружатся в танце, воспаряют под облака. Их бледная матовая кожа и прекрасные изгибы тел хорошо видны в свете луны. Они счастливы в своем речном царстве. Рассказывали, что картина Крамского имеет какую мистическую силу. Третьяков, купивший картину для своей галереи, чувствовал рядом с ней тревогу и упадок сил. Домочадцы Третьякова и вовсе боялись подходить к полотну, шептались, что, дескать, по ночам слышат скрип половиц и тихое пение, похожее на плач. Ходили слухи, что одна юная барышня, долго смотревшая на «Русалок» Крамского, после утопилась в Яузе...
Не обошел вниманием тему русалок и Илья Репин. Его Садко спускается в подводное царство, и его взору предстают удивительные существа, редкие диковины и сокровища подводного мира.
Подводный мир был для наших предков был также реален, как мир земной или подземный. О нем слагали былины, сказки и легенды.
Наши предки всегда относились почтительно к земле и к воде, и вообще к природе, в отличие от нас нынешних... Согласно их поверьям, даже злые духи, такие как Водяной, служат добру, призваны защищать, оберегать, предупреждать.
На этом пока всё… Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте делиться комментариями.