Найти тему
Патриоты Нижнего

Уголовно-политический абсурд

Ровно неделю назад мы рассказывали вам о 25-летнем юбилее Думы Нижнего Новгорода. В тот день вечером состоялось торжественное собрание, на которое пригласили депутатов всех созывов этого органа местного самоуправления, руководителей области и города. В Гербовом зале Нижегородской ярмарки присутствовали губернатор Глеб Никитин, председатель заксобрания Евгений Лебедев, мэр города Владимир Панов, депутаты Госдумы Денис Москвин и Вадим Булавинов.

Но внимание журналистов и экспертов привлек человек, которого они никак не ожидали увидеть среди высоких гостей. В третьем ряду рядом с действующими депутатами гордумы сидел Михаил Дикин, который в 2004 году был осужден за организацию покушения на Олега Сорокина.

Дикин был депутатом гордумы с 2000 по 2002 год, затем стал зампредом заксобрания. Его работа в областном парламенте закончилась громким скандалом – братья Дикины угодили в места не столь отдаленные.

Покушение

Напомним эту историю. В декабре 2003 года машину Олега Сорокина, тогда известного в городе бизнесмена, расстреляли из автомата на загородной трассе. Он получил серьезные ранения и выжил буквально чудом.

Расследование этого преступления продвигалось с трудом. Отчасти потому, что, как позже выяснилось, у главного подозреваемого нашлись высокие покровители, которые буквально спрятали его в Москве.

Но сотрудников МВД подстегивал большой общественный резонанс, который приобрело дело. От них требовали немедленных результатов. И милиционеры делали все возможное.

Они нашли машину, на которой передвигались киллеры. Она была брошена в одном из поселков неподалеку от города. Операм удалось установить личности двоих людей, приехавших, чтобы забрать машину. Ими оказались охранники Михаила Дикина. Он тогда был не только заместителем председателя областного заксобрания, но и бизнес-партнером Олега Сорокина. Именно бизнес-интересы, как предположили оперативники, и стали причиной произошедшего.

Как выяснилось в ходе оперативной разработки, в организации преступления участвовал и брат Михаила – Александр Дикин, офицер милиции.

«Зачем ты в меня стрелял?»

Доказательств для обвинения братьев было маловато, поэтому милиционеры принимают решение провести оперативный эксперимент. Его план вместе с другими документами был утвержден заместителем начальника ГУВД. В этом документе был прописан сценарий, согласно которому во время эксперимента сам Сорокин должен был показать Новоселову шрамы от пулевых ранений и спросить: «Зачем ты в меня стрелял?»

Оперативный эксперимент провели в конце апреля 2004 года: Новоселова посадили в машину и вывезли за пределы города.

-2

После того как Сорокин показал шрамы и задал свой вопрос, Новоселов начал заверять, что он не стрелял, и сообщил милиционерам все, что ему было известно об участии братьев Дикиных в организации покушения.

Сразу после этого Новоселова доставили в ГУВД, где он официально оформил свои показания. Благодаря оперативному эксперименту оперативникам удалось получить доказательства, необходимые для предъявления обвинения братьям Дикиным.

Позже Новоселов несколько раз менял показания, заявляя, что дал их под принуждением. Но собранных доказательств оказалось достаточно, чтобы в июле 2006 года суд признал Михаила Дикина одним из заказчиков убийства. Его брат Александр был осужден как сообщник.

Новый поворот

Спустя 12 лет Михаил Дикин вышел на свободу, и о возвращении его в политику не могло быть и речи, потому что он по сей день носит клеймо человека, осужденного за организацию покушения на убийство. Но вдруг все перевернулось с ног на голову.

В 2017 году под следствием оказались сотрудники МВД, участвовавшие в раскрытии покушения на Сорокина. Основанием стало заявление Александра Новоселова. Тринадцать лет прокуратура отказывала ему в возбуждении уголовного дела и даже отстаивала законность такого решения в судах. Однако Европейский суд по правам человека встал на сторону Новоселова. И полтора года назад прокуратура резко поменяла свое мнение, обвинив бывших милиционеров в похищении Новоселова и превышении полномочий, а Олега Сорокина привлекли как пособника.

Судебный процесс, который длился больше трех месяцев, мы подробно освещали. По мнению адвокатов, в нем было допущено рекордное количество нарушений. Но это не помешало Нижегородскому райсуду осудить Сорокина и отставных офицеров МВД на длительные сроки заключения в колонии строго режима.

«Нужные» или ненужные?

В обвинительном заключении по делу Сорокина и бывших офицеров полиции Воронина и Маркеева говорится, что Новоселов сообщил действительно имевшиеся у него сведения, то есть дал следствию достоверную информацию.

Но в тексте приговора утверждается, что целью оперативного эксперимента было, чтобы Новоселов дал «нужные» показания. Как пишет Полит.ру, если эти «нужные» показания были получены, как утверждается в приговоре, незаконным путем, то появляется повод для пересмотра приговора Дикиным и их реабилитации.

Адвокат Сорокина Дмитрий Кравченко сразу обратил на это внимание. В своем комментарии он говорил о нелогичности обвинения: «Сорокин, который помог оперативным органам раскрыть преступление против самого себя — дерзкое, громкое, преступление, совершенное путем автоматных очередей, расстрела, теперь несет за это ответственность».

Во время процесса не только защитниками, но и представителем гособвинения подчеркивалось, что Новоселов дал достоверную информацию. Поэтому когда сам Новоселов заявил в суде, что оговорил Дикиных, адвокаты резонно заметили, что он снова лжесвидетельствует, будучи предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Но в тексте приговора вместо получения от Новоселова «всех известных ему сведений» утверждается, что целью оперативного эксперимента было, чтобы Новоселов дал «нужные» показания. Известные или нужные? Всего одно слово, но какая разница…

Если эти «нужные» показания были получены, как утверждается в приговоре, незаконным путем, то не появится ли повод для пересмотра приговора Дикиным и их реабилитации?

Адвокат Андрей Бастраков заметил эти изменения и призвал суд осторожно отнестись к пределам судебного рассмотрения. Но суд не отреагировал на предостережение адвоката.

Теперь, когда информация о деталях произошедшего получила распространение, многие в Нижнем Новгороде задаются вопросом: не в этом ли с самого начала состоял замысел?

Театр абсурда

По этой же причине Михаил Дикин и сейчас является человеком, осужденным за организацию покушения на убийство. В связи с совершением этого тяжкого преступления были прекращены его депутатские полномочия.

При этом Дикина, нанесшего своими действиями урон репутации представительных органов власти, человека, который подвел своих избирателей, приглашают на юбилей гордумы.

Фото заказчика убийства можно найти на официальном сайте Думы Нижнего Новгорода. Он сидит на третьем ряду, позади депутатов Госдумы и лидеров НРО «Единой России».

А Олег Сорокин, внезапно из жертвы покушения ставший преступником, трижды избиравшийся депутатом гордумы, работавший главой города, на этом собрании по понятным причинам присутствовать не смог. Хотя ему-то точно отведено персональное место в истории местного самоуправления – пятилетка Сорокина стала рекордной в истории Нижнего Новгорода по количеству построенных и запущенных в эксплуатацию социальных объектов: детсадов, ФОКов, отремонтированных и восстановленных набережных, дорог. Но вместо Сорокина на юбилее восседал заказчик его убийства…

Нижегородские политологи усматривают в этом определенный сигнал. Они предполагают, что готовится пересмотр дела братьев Дикиных, и предупреждают об опасности политического заигрывания с преступниками.

 Егор КРАСИН

Фото с сайта гордумы