Пора вспомнить о хорошем кино.
Фильм Алексея Германа-младшего исключительно хорош. И мне кажется, что это невероятно хорошее кино.
Во-первых, каюсь, и персонаж и режиссер мне безумно нравятся, поэтому отзыв будет скорее субъективным. Ваша точка зрения всегда будет субъективна для других людей.
Во-вторых, Алексей Алексеевич грамотно поступил не став делать очередную биографическую ленту из разряда: «Родился, жил и умер», а взял несколько дней советской жизни 1971 года, на которую Довлатов смотрел, которой он жил, которая и породила его как автора и как человека, чтобы посмотреть на обстоятельства, которые сейчас кажутся невообразимой ерундистикой.
В-третьих, ну где он, черт побери, нашел такого похожего актера? Вы на фото, на фото посмотрите!
Человека формирует не только воспитание, образование и идеология, но и его окружение, которое зачастую оказывает огромную роль в становлении и развитии моральных принципов и идеалов (читай иллюзий) которыми живет человек. Все кто читал произведения Довлатова (особенно в 90-х) должны помнить, как разительно они отличались от большинства советских произведений, как он отражал быт и нравы, как просто и изящно преподносил серьёзные мысли доходчивым языком через призму обычной, временами жестокой бытовухи. В его книжках нет героев и злодеев, нет победителей и проигравших, есть быт, культура, образы и заметки, а он просто наблюдатель и отнюдь не центральный персонаж. И фильм очень хорошо отражает именно этот аспект творчества Довлатова, его суть и дух.
Герман-младший ухватил образ мысли и стиль жизни человека, который совершенно не был приспособлен для жизни в социалистическом обществе, не умел лгать (хотя, кто его знает, я же с ним не был знаком), лицемерить, писать всякую чушь и угождать начальникам. После просмотра фильма не создается ощущения, что Довлатов какой-то особенный человек, создается ощущение, что он был очень честным с собой и исключительно целостной личностью, он просто не позволял себе делать плохо в работе, не любил халтуру и пропаганду. Не мог жить, так как было надо. Единственная честная дорога – это путь ошибок, разочарований и надежд.
Язык кино Германа-младшего хорош, как бургундское пино-нуар, иногда перестаешь воспринимать кино как картинку, а воспринимаешь его как нарезку сюрреалистических полотен, казалось бы, не имеющих места в реальной жизни, но всё равно каким-то образом встречающихся каждый день. Особенно мне понравился момент (не бойтесь, тут нет спойлеров) когда Бродский с Довлатовым курят в переулке обсуждая язык, литературу и эмиграцию и в том же переулке рядом с ними марширует отряд морячков, нога в ногу, шинель к шинели как советский союз – уверенно и неумолимо (о, боже мой!) и здесь такая аллегория на всю жизнь советских диссидентов: им кажется, что они настоящие, а всё вокруг не существует и вообще бред какой-то, а в действительности всё было наоборот. Советы с ними боролись (негласно), жизнь шла, а они делали вид, что победят и жизнь наступит. Легко мне говорить с высоты прошедших лет, да?
Отражение реальности, быта и окружение является очень важным моментом в создании образа картины и погружения зрителя в атмосферу фильма, потому, что без этого зритель просто не поверит в реальность происходящего, зритель будет думать, что это туфта, а туфта никому не нравиться. Поэтому, отдельное мерси выражаю костюмерам, художникам, гримерам и постановщикам, а так же всем тем, кто принимал участие в воссоздании атмосферы 70-х годов XX века, смотря фильм, возникает ощущение погружения, возникает уверенность, что это живой интерьер, а не бутафория (меня, конечно тогда и в планах не было). Картинка оставила приятное впечатление. Отличная операторская работа и великолепная звукорежиссура полностью погружают в фильм, я иногда даже забывал, что в зале есть ещё кто-то кроме меня. Опять же, если вы не замечаете, что работа проделана, это не значит, что в действительности никто ничего не делал, это значит, что работа сделана профессионально. Грамотно подобранный саундтрек создает великолепную атмосферу в фильме и делает фильм, более узнаваемый благодаря расшериванию саундтрека и раскручиванию популярности фильма (как в случае с фильмами Гая Ричи).
Огромную роль в восприятии кино (всё-таки это визуальное искусство) играет свет и цвет, и даже здесь ребята не подкачали, сделали хорошую, приятную картинку, как будто слегка выцветшею за прошествием времени, но все хорошо сохраняющую и точно передающую суть событий. Операторская работа – не подкачала: плавные переходы, статичные кадры, съемка одним кадром длинных сцен – всё есть, всё хорошо, а постпродакш очень грамотно подкрасил цвета.
А самое главное – шикарная подборка актерского состава, только Данила Козловский как то не вписывался (но это моё мнение и я могу его засунуть в интересные места). Серб. Как он, чет его побери, вышел на этого серба, который сыграл Довлатова? Просто посмотрите на фотографии Сергея Донатовича в молодости и на фото Милана Марича в кино, по крайней мере, сходств больше чем отличий. А Бродский? Ну хорош ведь, просто хорош, и голос и манеры, и рост, и взгляд и стать. Что у того, что у другого. В фильме присутствует огромное количество массовки, и на ней делается очень грамотный акцент с плавными отходами от основной канвы истории. Такие маленькие, приятные мелочи как ругающиеся соседи по коммуналке или пьяница говорящий, что у вас ребенок замерзнет – очень сильно доставляют и делают картину живой. Вся массовка очень харизматична, именно таким я лично себе и представлял среднего советского человека, этакой серой мышью, только иногда случайно заглядывающего за границы поля «жена, работа и портвейн за 1,50». Такие мелочи делают огромный вклад в магию кино.
И да, после просмотра, хочется почитать Довлатова. Это хорошее кино, посмотрите.