Друзья, если помните, перед Новым годом мы рассказали о том, что приобрели для музейной коллекции в городе Надым очень редкий теперь автобус ПАЗ-3201С – полноприводный, в северном исполнении. История его покупки и доставки вылилась в целую череду случайных совпадений и растянулась на добрых полгода – подробнее об этом можно почитать ЗДЕСЬ. Но все завершилось благополучно, и в последних числах ноября автобус прибыл на трале на свою малую родину – в город Павлово, где и был рожден тридцатью годами ранее на Павловском автобусном заводе.
Текст: Николай Марков
Фото: Николай Марков Константин Лосевский, Давид Шильверст
Что же было дальше? Во-первых, покупку требовалось переоформить в ГАИ. Сказать по правде, у меня были некоторые сомнения, что с регистрацией все пройдет гладко. Ведь автобус мы купили фактически вслепую, никак не проверяя ни по каким базам. Была бы это подержанная легковая машина – тут не было бы никаких проблем. Все автомобили можно проверить по базе Автотеки. Она может проверить не только информацию о ДТП, ограничениях, залогах, но и о ремонтах и пробеге. Но с автобусом этот сервис, к сожалению, не работает. Проверять же более сложными путями не посчитали нужным, поскольку… этот автобус за указанную цену (300 тыс. руб. с учетом доставки) был нужен нам в любом случае, даже с «кривыми» документами.
Документы, к слову, «кривыми» и оказались: VIN-код автобуса был занесен в ПТС с ошибкой в один символ. Причем это была именно техническая ошибка, совершенно очевидная, допущенная в индексе модели автобуса: вместо пробитых на заводской табличке символов «3201С» в ПТС значилось «3201J». К счастью, эту ошибку в ГАИ удалось исправить, так что после проведения небольшого текущего ремонта, прохождения техосмотра и оформления страховки «пазик» удалось благополучно переоформить.
Всю зиму «пазик» провел в крытом боксе в Павлово. А в середине марта, когда дороги очистились от слякоти, пришла пора перегнать автобус в реставрационную мастерскую в подмосковной Балашихе. На обычной легковой машине этот путь длиной порядка 360 километров редко занимает больше 5 часов. Однако чтобы преодолеть это расстояние на «пазике», только что выведенном из долгого летаргического сна, мне потребовались ровно сутки!!! Было очевидно, что в старой машине, которая простояла несколько лет, в первой долгой поездке обязательно что-нибудь будет ломаться. Но реальность превзошла ожидания ))
Поскольку на дворе было еще довольно холодно, перед стартом пришлось заклеить плотной тканью левую вентиляционную решетку на передней панели кузова. Вы никогда не обращали внимание, что зимой так поступают владельцы абсолютно всех «пазиков» старых моделей? Если этого не сделать, то в дороге у водителя моментально замерзнут ноги, ведь забортный воздух через эту решетку почти беспрепятственно поступает в нижнюю часть кабины. В качестве «технички» автобус согласился сопроводить на своей машине мой старый товарищ Костя Лосевский. Решительно никаких запчастей мы с собой не взяли, однако минимально необходимый набор инструмента – ключи-головки-отвертки – у нас, разумеется, имелся. С тем мы и выдвинулись в сторону Москвы в полдень 24 марта, заправив под завязку один из двух баков.
Первая часть пути, впрочем, оказалась совсем короткой. Едва переехав по наплавному мосту через Оку, стало понятно, что у «пазика» снова прихватывает тормоза (хотя их только что отрегулировали). Как следствие, мотор совсем не тянет на IV передаче, а в горку не хватает даже III передачи. Тут же активно полезла вверх температура. Не покидая прибрежного поселка Тумботино, встали на первый ремонт. Судя по нагревшемуся тормозному барабану, прихватывало у нас заднее правое колесо. На нем еще раз свели колодки, а заодно разобрали систему охлаждения, чтобы вытащить термостат. Коего там, впрочем, и не оказалось – прежние хозяева уже избавились от него раньше. Тогда срезали с моторного люка весь утеплитель, открыв прямой доступ уличному воздуху к двигателю, и через час поехали дальше…
Дальнейшая дорога вплоть до наступления сумерек состояла из сплошной борьбы с машиной. Заднее колесо подклинивало каждый раз, как только я трогал педаль тормоза. В конце концов, наловчился расклинивать колодки, не залезая под машину: просто съезжал на обочину и там несколько раз трогался вперед-назад. Но скорость движения, впрочем, все равно не превышала 40-50 км/ч, поскольку в противном случае тут же росла температура. Когда закипали, приходилось останавливаться, чтобы остыть и долить охлаждайки. Проблема крылась в ремне привода промежуточного вала вентилятора: он начал расслаиваться и буксовать. Попутно еще и фары пришлось выключить, поскольку со светом перестало хватать зарядки, хотя ремень генератора был в полном порядке. И вдобавок ко всему у меня начала мерзнуть правая нога, потому что через щели в кузове на нее задувал холодный воздух из моторного отсека (помните – мы же срезали утеплитель с уличного люка).
Так и ехали: по прямой тихонечко, под уклон – накатом, чтобы остудить мотор, а в горку – еще тише, на II или III передаче (на IV мотор не тянул, прослушивалась детонация), не сводя глаз с температурной стрелки. На трассе не проблема купить новый ремень – магазинов много, но его замена – потеря драгоценного светлого времени суток (помним о проблеме с зарядкой!). Поэтому до последнего тянули как есть, на старом ремне. В конце концов, ремню совсем поплохело, и он начал слетать со шкивов. Сначала с интервалом в 5-10 минут, а потом и вовсе перестал держаться, улетая в первую же минуту.
Делать нечего: загнали автобус на площадку при ближайшей АЗС, срезали испорченный ремень ножом (снимать обычным путем – слишком долго) и отправились на поиски нового ремня. Он нашелся в ближайшей же деревне. Памятуя про проблемы с зарядкой, здесь же купили на всякий случай комплект мощных силовых проводов для прикуривания – а ну как на трассе потребуется заглушить мотор, а завестись обратно от своего аккумулятора уже не получится… Вот только быстро вернуться к автобусу не получилось, потому что… до ближайшего легального разворота на трассе М7 пришлось ехать вперед более десятка километров!!! Вот кто этот гений, так организовавший движение на трассе?! Больше 20 км пути, чтобы просто переехать с одной стороны деревни на противоположную!!!
Тем временем на улице стемнело, да еще пошел мелкий противный дождь со снегом. На установку нового ремешка у нас ушло полчаса. Дело в том, что на «пазике» шкив коленвала вращает сразу четыре разных ремня, и «наш» вентиляторный ремешок – третий по счету. Чтобы добраться до него, потребовалось сперва открутить насос гидроусилителя руля и снять два первых ремня, потом вернуть все обратно и натянуть уже три ремня. Закончив под капотом, я залез в кабину заводить мотор, но теперь кнопкой на панели приборов больше не включалась «масса»: реле щелкало вхолостую. Пришлось по мокрому асфальту лезть под автобус с фонарем и включать «массу» вручную – злополучный переключатель располагается аккурат посередине машины, за ящиком АКБ.
Вопреки опасениям, автобус нормально завелся от своего аккумулятора, и мы тронулись. Ура! Есть нормальный накат, и мотор больше не греется! Правда, теперь пришлось ехать и со светом, и с постоянно включенным «дворником», так что запас электричества в батарее таял с каждой минутой. В довершение нам пришлось еще раз заехать на заправку, поскольку расход топлива в подобном режиме движения оказался просто конским. Мотор на сей раз даже не глушил, чтобы не испытывать судьбу. До Владимира, между тем, оставалось еще около 70 км. Было очевидно, что в этих сутках «пазик» до Балашихи не доберется. Поэтому задача стояла простая: дотянуть до Владимира, там переночевать у Кости, подзарядив батарею, и двигаться дальше посветлу, без фар.
Проезжая съезд на объездную вокруг Владимира, я снова не мог держать больше 40 км/ч. Мотор не набирал обороты и подергивался, а «дворник» начал «залипать» в крайнем положении: это кончалось электричество в батарее. Дотянем ли 20 км до города?! Но в первой же деревне автобус заглох, едва я успел съехать с дороги на обочину. Делать нечего: оставили позади автобуса знак аварийной остановки и поехали в город. Там мы купили и большую 100-амперную батарейку, и еще кучу различного инструмента про запас, ведь на утро в понедельник мне предстояло ехать до Балашихи уже одному. Потеряв в итоге почти два часа, вернулись к автобусу, поставили новую батарею, я снова слазил под днище, чтобы вручную врубить массу – и мы тронулись до стоянки. Автобус теперь работал прекрасно: легко катился, не грелся и даже набирал с горы фантастические 80 км/ч!!! Во втором часу ночи «пазик» встал на ночевку на площадке у гипермаркета «Глобус», а мы, забрав аккумуляторы и все инструменты из незапираемого салона, отправились спать.
Дальнейший путь до Балашихи может показаться банальным: «пазик» больше не сломался ни разу! Он просто ехал и ехал, что после вчерашнего мне казалось просто невероятным. А еще я догадался, почему возникала детонация на IV передаче, которая не убиралась вчера регулировкой момента зажигания: она появлялась из-за подсоса воздуха через вакуумную систему управления пассажирской дверью. Смесь просто чрезмерно обеднялась. Поэтому, когда требовалось набрать ход на IV передаче, я просто вытягивал «подсос», и детонация прекращалась. В этом режиме я спокойно мог держать 60-70 км/ч. Правда, к 11 утра уличный воздух хорошенько разогрелся, и у меня снова начались небольшие проблемки с охлаждением. Но на сей раз я уже не останавливался, а просто сбивал температуру, снижая скорость или пуская машину накатом.
Правда, одно приключение все же было, причем обеспечил его… Яндекс-навигатор )) Моей конечной точкой маршрута был 22-й Бронетанко-ремонтный завод, спрятанный за лесом всего в нескольких сотнях метров от трассы М7. Так вот, вместо традиционного заезда через «парадный вход» навигатор проложил маршрут через какой-то новый жилой комплекс, построенный по соседству, потом через дорожку по садовому товариществу, где ширины «пазика» едва хватало, чтобы не чиркать крышей по стволам придорожных березок… А потом, когда дорога уперлась в кладбище, навигатор предложил повернуть прямо в лес, в подтаявшую заснеженную просеку. Хорошо, догадался не сворачивать, а пошел посмотреть: спустя пару сотен метров автобус точно бы там застрял. Просека действительно упиралась в забор 22-го БТРЗ, но только и всего: никаких ворот там не было. По счастью, следом за мной подъехали местные и рассказали, что через кладбище вполне можно выскочить на «горьковку» и тогда спокойно подъехать к заводским воротам.
Ну, а вот и конец маршрута: «пазик» заехал в цех Военно-технического общества, где теперь ему предстоит пройти процедуру «омоложения». Рассказ о ходе реставрационных работ обязательно ждет вас впереди, а в заключение хочу бросить клич, надеясь на силу Интернета и сарафанного радио. Для корректного восстановления машины мне необходим почти полный комплект родных сидений от ПАЗ-672М. Выглядят они вот так:
Кроме того, нужны внутренние декоративные панели потолка и боковин салона, кузовные молдинги, резиновые уплотнители окон, один потолочный плафон и любая прочая кузовная фурнитура от старых «пазиков». Если у вас или ваших знакомых что-то из этого завалялось в закромах родины – дайте знать, пожалуйста ))