Проблема Волги существует не одно десятилетие, это касается и экологического аспекта, и аспекта обмеления. Потому что помимо значения природного объекта река это еще и транспорт, это еще и экономика.
Запланированное строительство низконапорного узла возле Балахны призвано поднять уровень воды, чтобы суда могли нормально перемещаться, выполняя экономическую задачу транспортировки грузов и пассажиров. С этой точки зрения Волгой надо заниматься. А вот как именно заниматься, должны решать ученые.
Мы все помним, как еще лет пять-шесть назад прежний губернатор Нижегородской области докладывал о том, что проблему поднятия уровня Чебоксарской ГЭС удалось решить и затопления больших территорий не произойдет. А значит, не потребуется и дорогостоящих берегоукрепительных работ и прочих необходимых мероприятий. Посчитали и решили, что выгоды от загрузки мощностей электростанции того не стоят.
Но проблема судоходства на участке от Городца до Нижнего Новгорода осталась. Похоже, решать ее будут за счет Балахны.
Любое решение – это "палка о двух концах". Сделать так, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы", не получится. Придется сознательно идти на компромисс. Потому что иных, волшебных способов поднятия уровня воды для обеспечения судоходства, кроме как делать запруды (а плотина – не что иное как запруда), не существует. Но где разместить эту низконапорную плотину, в этом должны разбираться специалисты.
Пока же власть пытается "рубить с плеча", решая проблему достаточно по-солдафонски. Кто-то спешит с информацией, кто-то запаздывает. В итоге появляются вполне оправданные волнения в обществе, протестные настроения, которые, к сожалению, разыгрываются и как карта в политической игре. В Балахне в апреле пройдут довыборы, и некоторые кандидаты берут эту тему себе на вооружение.
Но строительство начинается далеко не завтра, время взвесить все «за» и «против» есть, и нужно понимать, что деньги будут действительно большие, а возможности федерального бюджета для финансирования этого проекта ограничены, экономика страны находится в непростом положении.
Поэтому одно дело заявлять, обсуждать, даже что-то подписывать, и другое дело – планомерно начать выделять средства и направлять строительным организациям, которые будут возводить этот объект. Поэтому в ближайшем будущем качели общественного мнения будут качаться то в одну, то в другую сторону. Поживем – увидим. В любом случае без каких-то жертв и компромиссов обойтись не удастся.
Сергей Раков