Я иногда думаю, как не придаю значения процессу создания того, чем с легкостью пользуюсь в повседневной жизни. Путешествия вдохновляет посмотреть на мир под другим углом и обратить внимание на ремесла, о которых я никогда не задумывалась.
Одно из них – ювелирное искусство. Как девушка, я конечно, люблю “цацки”. И драгоценные и не очень. В современном мире тонкая работа ювелира уже никого не удивит – столько технологий помогает воплощать фантазии в реальность. Но ведь технологии были не всегда, а произведения искусства из золота, серебра и драгоценных камней украшают женское тело уже несколько тысячелетий!
Встреча, вдохновившая меня на эту историю произошла совершенно случайно, в квартале художников старого города Яффо в Израиле.
Я случайно вошла с заднего двора в лавку знаменитого израильского ювелира Бен Циона и услышала его историю. Которая в очередной раз восхитила меня тем фактом, что нет ничего невозможного перед человеческим стремлением к красоте и совершенству, напомнила о нашем “божественном начале”. Ведь творческая энергия – та, что не поддается логике, рациональному, идет от сердца, та, благодаря которой мы стремимся к красоте не смотря ни на что, — она приближает нас к Творцу, делает нас творцами.
Там напоили йеменским чаем, его заваривают из кофейной шелухи с обжигающими специями. Накормили израильскими финиками и показали документальный фильм о семье Бен Циона – потомственного ювелира, йеменского еврея.
Йеменские евреи пришли в Йемен после разрушения Первого Храма. За умение создавать изделия тонкой работы, попали под покровительство короля, хотя и считались людьми второго сорта. Покровительство это позволило им и работать, и изучать Тору. Ювелирам приносили монеты и старые украшения, а они изготавливали новые украшения, по сути бесплатно, платой им были остатки материала.
Ювелирное искусство считается самым уважаемым из еврейских ремесел Йемена. Его секреты – семейные и передаются от отца к сыну веками.
Предки Бен Циона много веков занимались ювелирным делом. Его отец в начале прошлого века проделал сложный путь для репатриации в Израиль, два года его семья, вместе с другими евреями шла пешком через пустыни, чтобы наконец прийти к тому месту, где их ждал самолет.
Приехав в Яффо он начал своё дело и открыл маленькую мастерскую, работал с небольшим количеством инструментов, все делая вручную.
После просмотра фильма я разглядывала эти инструменты – ничего сверхъестественного, все очень просто – молоточки, плоскогубцы, пластина с дырочками, металлическая чашка для плавки серебра… Сложно представить, что с помощью этого создают произведения искусства, которыми женщины украшаем себя и свой дом.
Инструменты до сих пор можно увидеть в Музее Йеменской культуры, который создал Бен Цион рядом со своей мастерской и лавкой в Яффо.
Здесь же расскажут о нескольких самых распространенных техниках создания сложных композиций на сережках, браслетах, кулонах, этими самыми инструментами. Покажут, как раньше работали ювелиры.
Одна из техник – работа с нитями. Расплавленное золото или серебро вытягивается в нити с помощью той самой пластины с дырочками. Нити раскладываются в определенном порядке, соединяются еще одной нитью и застывают, превращаясь в монолит. Полученную длинную полосу метала режут на нужные размеры. Если цель – кольцо, ее сгибают и концы припаивают друг к другу.
Для того, чтобы делать разные украшения, изготавливают разные нити, по толщине и форме. Есть переплетенные нити, плоские, как пружина, как змейка, те, на которые наносятся узоры.
А также вылитые из драгоценных металлов ромбики и шарики для изготовления более интересных композиций.
Лама, к примеру, это узор в виде ромба. Ювелир берет нить и бьет по ней молотком, пока она не станет совсем плоской, а потом нарезает под углом, получая ромбики.
Масбуа – шарики разного размера, для их получения нити плавятся в ложбинках, после застывают.
Как ни крути, а основа всего ювелирного искусства, выходит – нить.
Сейчас уже, конечно, пользуются более современными технологиями и модели рисуют на компьютере, а не от руки, как раньше.
Бен Цион Давид начал помогать отцу в мастерской, когда ему было 10 лет и сейчас продолжил семейное дело, постоянно развивая его. Он не только работает в мастерской, воплощая свои идеи, а также читает лекции о ювелирном искусстве, показывая, как создавались сложные украшения простыми инструментами, инициирует создание документальных фильмов и книг о йеменском ювелирном искусстве.
Работы руки мастера известны по всему Израилю и за его пределами. Их дарили королеве Англии (подсвечники в виде граната), их носят звезды с мировыми именами. На изделия дают пожизненную гарантию, даже через сто лет, говорят, можно прийти и починить мои серёжки, купленные в лавке, потому как дети обязательно продолжат семейное дело и главное в семейных делах — ценности, передаваемые из поколения в поколение…
Сыновья мастера – Йоав и Надав помогают отцу в мастерской, перенимая семейное искусство.
Я с наслаждением рассматривала инструменты в музее, книги на полках, и, конечно, украшения в лавке. Их много, они разные, красивые, но ведь нужно найти именно свое. То украшение, которые мастер делал именно для меня, сам того не зная. Я верю, что “мои” вещи меня “зовут”. И меня “позвали” серьги из перекрученных серебряных нитей в форме звезды Давида. Я не могла оторвать глаз от, казалось бы, простой формы, и чувствовала, что мне нужны именно они. Хотя внимание на себя с легкостью могли бы перетянуть более крупные, изысканные и яркие украшения с драгоценными камнями. Звезды так звезды, я слушаюсь свою Интуицию.
В тот день, вечером, сидя на древних ступеньках улиц Яффо, я долго размышляла о том, что такое этот “творческий ген”. И Интуиция шептала, что он есть в каждом из нас, ведь мы созданы главным Творцом “по образу и подобию”. Что-то мне подсказывает, что “подобие” – не в теле, не в руках, ногах и животах. Оно в душевной необходимости создавать. И спектр возможностей быть создателем шире, чем мы думаем, он охватывает всю нашу рутину и быт, нужно только посмотреть под другим углом и разбудить в себе энергию творца.