Грузовой автомобиль-самосвал на базе ЗиЛ-164 стоит у ворот предприятия "Кричевгрузавто" (Беларусь, Могилёвская область, город Кричев, улица Комсомольская, дом 130).
Машина длительное время работала на предприятии, а после списания была установлена на невысоком постаменте у главного въезда на территорию.
ЗИЛ-164 — советский грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва.
Создан на базе ЗИС-150 путём модернизации его отдельных узлов и агрегатов.
Производился с октября 1957 по декабрь 1964 (с декабря 1961 — ЗИЛ-164А).
Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР.
На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.
В легендарном советском фильме "Операция Ы" в сцене, когда Хулигана привозят на стройку и прораб начинает свою лекцию, на заднем плане поочерёдно проезжают строительный самосвал, седельный тягач с прицепом-плитовозом и автокран.
Все на базе ЗиЛ-164.
Здесь стоит такой же строительный самосвал, как в кино.
Его кузов, объёмом 2.44 кубометра, предназначался для перевозки сыпучих грузов (грунта, песка, щебня) с возможностью быстрой самостоятельной выгрузки в нужном месте.
Судя по внешним признакам, этот автомобиль-памятник модификации ЗИЛ-ММЗ-585Л на базе ЗиЛ-164АГ.
Специальный вариант шасси ЗиЛ-164 (без кузова) после выпуска на заводе имени Лихачёва перегонялся на Мытищинский машиностроительный завод, где на него устанавливался самосвальный кузов и арматура его механизации.
Базовой моделью этого самосвала-памятника послужила модернизированная платформа ЗиЛ-164А.
От обычного ЗиЛ-164 она отличается набором агрегатов, в частности тормозной системой и коробкой передач, что привело к появлению такого явного визуального отличия, как большая щель между подножкой и кабиной.
В некоторых источниках упоминаются жалюзи на боковинках капота (у ЗиЛ-164 они должны быть вертикальные, а у ЗиЛ-164А горизонтальные), но я так и не смог найти это различие на сотнях просмотренных фото обеих моделей.
Кузов поднимался гидроприводом, давление в котором обеспечивалось насосом, присоединённым к валу отбора мощности коробки передач.
Замки заднего борта открывались системой тяг от специального рычага в левом переднем углу кузова.
Таким образом, водитель мог вывалить груз не слезая с подножки автомобиля в обычную для стройки грязь.
Тяга замка хорошо видна в нижней части кузова.
На машину устанавливался бензиновый карбюраторный рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения объёмом пять с половиной литров (5555 см3) и мощностью 97 л.с.
Рекомендованное топливо - бензин А-66.
Коробка передач механическая пятиступенчатая (пять передач вперёд и одна назад)
Семейство ЗиЛ-164 было заменёно на конвейере новыми автомобилями ЗиЛ-130 в середине 1960-х.
Новый промышленный самосвал получил индекс ЗИЛ-ММЗ-555 и строил советские города уже в Брежневские времена.