Не все дети рождаются вундеркиндами и это большое счастье. Но когда амбиции взрослых не совпадают с возможностями детей, начинаются всевозможные психологические проблемы, в частности, у родителей. Им надо определенное время, чтобы понять и принять, что их чадо несколько не соответствует прорисованным в голове картинам – «вот Машеньке вручают медаль за первое место в соревнованиях, а вот Петенька идет со сцены под громкие овации публики». Но до этого озарения родители тратят баснословные деньги на достижение СВОЕЙ мечты. Ведь нередко взрослые через ребенка пытаются добиться того, чего бы хотели сами, но не смогли или не успели.
Итак. Как же определить тот самый «потолок» ребенка? Ведь старинный принцип медицинской этики primum non nocere (не навреди) работает не только в медицине. Как правило, такой вопрос возникает, когда родители потихоньку начинают понимать, что их инвестиции не окупаются и перспектива дивидендов весьма сомнительна. Сил, времени, средств в чадо уже вложено немереное количество. Или вполне даже мереное – десятки или сотни тысяч денег за 10 школьных лет на репетиторов, секции, дополнительные развивающие курсы. А вот отдачи как бы и не видать. Или всеми правдами и неправдами дотащили «ребятенка» до элитарного ВУЗа, а он даже до первой сессии не дошел. Или же дошел, продолжал еще пару лет исправно брать деньги на учебу, а потом заявил, что он все же понял, что это «не его». Обидно? Еще бы.
Второй вариант развития событий. Быстрый умом, аки Ньютон, активный мальчуган превращается к 15-ти годам в ленивого увальня. Или всегда тихая и послушная девочка устраивает дома и в школе настоящий саботаж . И это как раз в тот момент, когда необходимо напрячься и сделать последний рывок в сторону профессионального класса или спортивного юношеского разряда. Где мы ошиблись? Что упустили? И самый главный вопрос – что делать?
Вопросы самых маленьких
В год ваш малыш заговорил, в полтора поразил гостей декламированием стихов Пушкина наизусть, в три он уже знает все буквы, а в пять читает толстые книги. Или как вариант, в шесть – сочиняет музыку или решает задачи алгебраическим способом. Ну гений же, какие тут сомнения?! Чаду тут же вешают на грудь табличку «одаренный ребенок» и обязательно нагружают дополнительными занятиями, чтобы он, не дай бог, не растерял таланты. Такого малыша, вероятнее всего, лет в 5 будут стараться оформить в школу, потому что «потом ему будет скучно, ведь он уже и сейчас все знает».
Боюсь вас разочаровать, но ему не будет скучно. А все вышеперечисленные факторы свидетельствуют только о том, что роды прошли удачно и ребенок здоров. Но на фоне остальных детей, которые в той или иной степени получили повреждения ЦНС (а статистика говорит, что таких примерно 80%), он выглядит особенным, а нормальная речь, интерес к числам, звукам и рисованию выглядит, как чудо.
Если вы хотите вырастить вундеркинда – это ваше право. Но все серьезные исследования детских психологов и уже известное нам правило primum non nocere вопят об одном: ранние детские годы даны для того, чтобы играть и бездельничать, ломать и строить, лазать и падать, рыдать и смеяться. Но никак не для того, чтобы нагружать мозг изучением грамоты и счета.
Одаренный ребенок или как с этим справиться
Да, одаренные дети тоже бывают. Факт. Если вы заметили, что все интеллектуальные способности вашего малыша закручены вокруг одной единственной задачи, например, музыки, рисования или танцев, то стоит бить тревогу. В том смысле, что необходимо принять решение, развивать это направление далее или нет. А сомнения у нормального родителя должны появиться обязательно. Ведь вам придется тратить огромные средства, а вашему чаду физические ресурсы на достижение цели.
И еще один важный момент – нужно понять, в чем заключается эта самая цель. Почувствовать восторг и трепет во время победы на международном конкурсе? Получить престижную награду? В перспективе получить высокооплачиваемую работу? Прочитать когда-нибудь строчку в биографии знаменитого актера в Википедии «его мать оставила карьеру и посвятила свою жизнь гениальному сыну». Очень важно понимать, пойдет ли РЕБЕНКУ на пользу его талант и уже, исходя из этого, делать выводы.
На что же обращать внимание в самом раннем детстве ребенка, чтобы ничего не пропустить? Ответ однозначен: на неврологическое и физическое здоровье. Смотрите, как ребенок держит ложку, спокойно ли спит, какая замечается реакция на изменение режима. В дошкольном возрасте самое главное, научится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Все остальное потом. Но при этом имеет смысл выявлять предпочтения, чтобы сделать выводы в будущем.
Школьные годы чудесные
К сожалению, в нашей реальности практически нет классического среднего уровня ни в чем. А это очень плохо, потому как именно средний класс является самым прочным фундаментом в развитых странах. Средние школы многим амбициозным родителям не внушают доверия, а если на примете уже есть сильный лицей или гимназия, то с раннего детства предпринимаются соответствующие меры.
Но не стоит нанимать дюжинами репетиторов, если вы заметили, что ваш ребенок не справляется с программой, рассчитанной на его возраст. Если нагрузка ему не по зубам, нужно выяснить – почему. Большинство детей, не может адекватно воспринимать информацию из-за тех же неврологических проблем, но это не приговор. Если вовремя понять проблему, занятия со специалистом помогут в корне изменить ситуацию.
Но допустим, вы проверили ребенка со всех сторон, он здоров, но учиться желания как не было, так и нет. Здесь нужно начинать анализировать внутрисемейные отношения. Родители имеют моду разводиться, жениться, заводить новых детей, менять работу и место жительства. Из круглосуточно кричащего телевизора вещают о конце света и распаде империи. Все эти факторы в куче могут сильно перегружать нестабильный процессор и оперативную память. Но нам, родителям, подавай достижения. Потому что нам самим страшно, неопределенно, тревожно и мы хотим хоть чему-то радоваться.
Важно все же присмотреться к сыну или дочери внимательнее. Понять, живут ли они своей жизнью или придуманной вами. Это они хотят стать юристами, программистами, косметологами или дизайнерами или этого хотите вы? Самое распространенное родительское оправдание – «мальчик (девочка) очень одаренный, но ленивый», поэтому они стараются понукать, заставлять, развивать дисциплину. Будет ли результат? Вряд ли.
В какой-то момент нужно признать, что ваш ребенок – другой человек. Для этого нужно сделать над собой усилие, но чем раньше вы это поймете, тем лучше для всех. Безусловно, надо быть очень уверенной личностью, чтобы, не моргнув глазом, ответить знакомым на вопрос об образовании, что ваш сын никуда не поступил и не собирается. Большое заблуждение в том, что мы отожествляем себя с детьми и их достижения, в нашем понимании, свидетельствуют о том, какие мы родители. На самом деле от воспитательных усилий зависит процентов 10-20 (что тоже не мало), но общее развитие ребенка в основном зависит от того, каким веером распределились гены, и в каком настроении была в тот самый день акушерка.
Практика показывает, что дети силой «запихнутые» в ВУЗы не по своему внутреннему профилю возможно и заканчивают их на отлично, но потом начинают все сначала, но уже по своей траектории, выбранной самостоятельно. И это в лучшем случае. В худшем – они и в дальнейшем занимаются нелюбимым делом и несчастливы из-за этого всю жизнь.