Найти тему
Исправленному верить

Чисто английское убийство

«Старина Ники» и «Милый Джорджи» внешне были очень похожи
«Старина Ники» и «Милый Джорджи» внешне были очень похожи

Король Георг V после восшествия на престол в 1910 году писал своему двоюродному брату Императору Всероссийскому Николаю II: «Да, мой самый дорогой Ники, я надеюсь, что мы всегда будем продолжать нашу с тобой дружбу; ты знаешь, я неизменен, и я всегда тебя так любил… В мыслях я постоянно с тобой. Благослови тебя Бог, мой дорогой старина Ники, и помни, что ты всегда можешь рассчитывать на меня как на своего друга. Навеки твой преданный друг Джорджи».

Остаюсь до времени

Спустя семь лет в вихре Мировой войны в России произошла Февральская революция и отречение Государя. 6 (19) марта 1917 года Георг V отправил в ставку Русской армии в Могилёв на имя генерала Д.Х. Вильямса для передачи отрекшемуся Государю телеграмму: «События последней недели меня глубоко взволновали. Я думаю постоянно о Тебе и остаюсь всегда верным и преданным Другом, каким Ты знаешь, я был и раньше».

Записка без даты, написанная Николаем II, содержала условия Временному правительству предоставить окружению Государя следующие гарантии:
«1) О беспрепятственном проезде моём с лицами, меня сопровождающими, в Царское Село.
2) О безопасном пребывании в Царском Селе до выздоровления детей с теми же лицами.
3) О беспрепятственном проезде до Романова-на-Мурмане (ныне – Мурманск) с теми же лицами.
4) О приезде по окончанию войны в Россию для постоянного жительства в Крыму — в Ливадии».

Однако в Ставку от главы Временного правительства Георгия Евгеньевича Львова (1861—1925) пришло лишь согласие Временного правительства «на проезд Его Величества в Царское Село и пребывания там до дальнейшего отъезда». 7 марта А.Ф. Керенский (1881—1970) выступил на заседании: «Николай II покинут всеми и просил покровительства у Временного правительства… Я, как генерал-прокурор, держу судьбу его и всей династии в своих руках, но наша удивительная революция была начата бескровно, и я не хочу быть Маратом русской революции… В особом поезде я отвезу Николая II в определенную гавань и отправлю его в Англию». И Временное правительство пообещало гражданину Романову и его семье беспрепятственный выезд за границу.

22 марта 1917 года британское правительство принято решение предоставить отрёкшемуся Императору Всероссийскому Николаю II и его супруге, ставшим в одно мгновение гражданами Романовыми, убежище в Англии на время войны. О решении сообщили послу Великой Британии в Петрограде сэру Джорджу Бьюкенену.

Керенский позднее напишет: «Что же касается эвакуации царской семьи, то мы решили отправить их через Мурманск в Лондон. В марте 1917 года получили согласие британского правительства, но в июле, когда всё было готово для проезда поезда до Мурманска и министр иностранных дел Терещенко отправил в Лондон телеграмму с просьбой выслать корабль для встречи царской семьи, посол Великобритании получил от премьера Ллойд Джорджа ясный ответ: британское правительство, к сожалению, не может принять царскую семью в качестве гостей во время войны». Рассекреченные впоследствии документы полностью подтвердили его слова.

Всё могут короли

Георг V проявил настойчивость и написал своему министру иностранных дел Ллойд Джорджу: «Проинструктируйте посла Бьюкенена, чтобы он сказал Милюкову, что мы должны отказаться от своего согласия на предложение российского правительства», подчеркнув, что не король приглашал императорскую семью, а британское правительство. Кабинет министров Туманного Альбиона уговаривал своего короля не отказывать в гостеприимстве семье свергнутого брата. Министр иностранных дел Великобритании лорд Артур Бальфур написал Георгу V, что Кабинет понимает трудности, но считает невозможным взять своё приглашение назад, и надеется, что король тоже будет придерживаться прежнего решения. Но король стал давить на своих министров, и в итоге посла Бьюкенена обязали сообщить министру иностранных дел Временного правительства М.И. Терещенко, что «британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны». И пошли бездоказательные обвинения родственников Николая II в симпатии врагу.

Неделю спустя король Георг V через своего личного секретаря направил в министерство иностранных дел новой Российской Республики письмо, в котором, в частности, говорилось, что король не может не высказать сомнений не только из-за опасности рейса, но и по соображениям целесообразности пребывания русской императорской семьи в Британии.

13 апреля 1917 года британское правительство по прямому указанию короля Георга V отменило своё предложение предоставить на время Мировой войны убежище Николаю II и его семье. Кузен Николая Георг мотивировал свой отказ нежеланием идти против общественного мнения. Почему «милый Джорджи», до этого постоянно клявшийся в вечной дружбе, глазом не моргнув обрек на смерть «старину Ники»? Георг списал отрёкшегося от трона и лишённого власти «старину Ники», хоть он и брат, но «отработанный» материал. При том, что «общественное мнение», о котором он так пекся, проигнорировало завязку трагедии российской царской семьи, поскольку британская пресса Февральской революции в России практически не уделяла внимание.

В мае МИД Российской Республики получил от посла Великобритании уверение, в котором указывалось, что «Британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны». Ввиду отказа британской стороны, императорскую семью вместо Мурманска отправили в Тобольск.

***

Семья Романовых была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года большевиками. Так «милый Джорджи» обрек на смерть своего «старину Никки», исполненную исключительно чужими руками. План оказался дальновидным. В Первую мировую войну вступили пять империй: Германская, Австро-Венгерская, Османская, Российская и Британская, но вышла лишь одна Британская. А по поводу переезда Романовых в Англию секретарь короля писал в Париже послу лорду Бертье: «Это было твёрдое убеждение короля, который никогда этого не хотел».