Любой руководитель рано или поздно встает перед необходимостью уволить сотрудника. Есть циничная поговорка - "никого, никогда не рано уволить". Тем не менее, не стоит забывать, что каждый человек это отдельно взятая судьба, и неосторожным движением вы можете ее сломать. Поэтому расставаться с сотрудниками всегда надо на позитиве, и я хочу привести несколько примеров из свой практики.
Во всех этих увольнениях было несколько важных деталей. Я настраивался на то, чтобы увольнение проходило максимально без негативного настроя, насколько это было возможно. А чтобы это проходило быстро, я заранее подготавливал бланк заявления об увольнении со всеми данными, чтобы увольняемому сотруднику нужно было всего лишь поставить свою подпись.
Какие у тебя интересы? Давай ты уволишься и будешь писать диссертацию!
Лёша был неплохим программистом. Получил несколько сертификатов, участвовал на второстепенных ролях в нескольких внедрениях 1С. Когда у нас вышел тиражный продукт, который начал продаваться в других регионах, я решил оставить ему только две задачи. Один небольшой проект, и техподдержку этого тиражного продукта. Сначала заказчик начал жаловаться на необоснованные и частые переносы сроков выполнения задач Алексеем. Потом начали поступать жалобы от клиентов из регионов. Я начал разбираться в чем проблема и выяснил, что у Алексея катастрофически быстро развивалась прокрастинация. Он сам назначал срок выполнения задачи и сам его не выполнял. Это могло повторяться до десяти раз по одной и той же задаче. Конечно мне это надоело и я решил его уволить.
- Лёша, скажи что для тебя сейчас самое важное?
- Наверное моя работа.
- Но ты же так к ней плохо относишься, как это понять?
- Я имею ввиду другую работу, научный труд.
- Лёша, я в шоке что у тебя есть другая более важная работа, пусть и научная, но я был не в курсе. Может давай вместе дадим тебе возможность тратить на нее больше времени?
- Да, было бы неплохо.
- Тогда тебе нужно подписать вот это заявление.
- Ок.
Впоследствии несколько новых сотрудников, говорили что у них на кафедре программирования был преподаватель Алексей, который рекомендовал им устроиться в нашу компанию.
Как уволить подругу жены, если жена тоже работает у тебя, или против кого дружим?
Моя жена, которую я переманил к себе из УралСиба, в свою очередь переманила от туда свою подругу на должность бухгалтера. А когда я через некоторое время начал формировать отдел продаж, этой подруге не понравилась новая продажница, и у них началась война. Женский коллектив это сложно. Но мне некогда было разбираться во взаимоотношениях, мне нужно было растить отдел продаж и выход был только один - расстаться с наименее ценным сотрудником. Я не стал предупреждать, просто напечатал заранее заявление и подошел к этой сотруднице в конце рабочего дня. Чтобы сбить с толку, вместо одной проблемы я придумал что их три.
- Знаешь, у нас с тобой есть три проблемы, которые решить можно только одним способом. Подписать это заявление.
- Какое заявление?
- Вот это, ты понимаешь, мне нужно строить продажи, а не бухгалтерию, тем более твои задачи мы передаем в центральный офис, поэтому у меня нет другого выхода как попросить тебя уволиться по собственному, есть смысл объяснять подробно?
- Нет, хорошо, я подпишу.
- Спасибо большое, что ты меня правильно поняла.
Жена со мной не разговаривала наверное неделю или две. Но время лечит. Новой сотруднице ничего стало мешать ставить рекорды продаж, и всё стало развиваться так, как мне было нужно.
Китайские предупреждения у меня закончились, давай увольняться!
В 2008 году семерка, т.е. 1С:Предприятие 7.7 продавалась уже меньше, но клиентов на ней было очень много, и им нужны были консультации и доработки. Я начал искать "семерочника", а нашел "семёрочницу". Она была мега-специалистом. Закрывала по 120-140 часов в месяц. Через несколько месяцев выяснился очень большой её недостаток. Она хамила без разбора всем кроме меня. Причем жёстко. Все сотрудники от неё шарахались. Она приносила большую выручку компании, клиенты мазохисты платили деньги, а жаловаться на неё решались не все, потому что свои задачи она выполняла отлично. Когда за один день на неё поступило 3 жалобы, я сделал ей последнее китайское предупреждение.
- Людмила, моё терпение кончилось, еще одна жалоба и мы расстаемся. Как вы будете своему сыну студенту помогать в Питере снимать квартиру? Кто еще кроме меня даст вам такие объемы работ, и при этом будет справедливо платить?
- Сергей, всё. Ничего не могу с собой сделать, прости, я постараюсь держаться.
- Договорились.
Через несколько месяцев от руководителя проектного отдела поступает жалоба, сил терпеть больше нет, она несколько раз оскорбила его при заказчике, и роняет его авторитет при других сотрудниках. Я уже знал кто для меня важнее, решил назначить день увольнения, для этого надо было приготовить заявление, сумму выплаты с учетом неиспользованного отпуска, чтобы она без проблем согласилась уйти по собственному. Я знал, что человек она жесткий и продуманный и приготовил диктофон и не зря.
Я позвонил ей и попросил в конце рабочего дня приехать в офис. Показал заявление. Попросил подписать, сказал что есть вся сумма, которую мы ей должны. При этом оказалось, что в этом месяце у нее получилось с учетом проекта в Краснодаре более 200 часов. Конечно я советовался с моими московскими кураторами, нормальная рабочая обстановка в коллективе мне была дороже такой крутой программистки.
Она как чувствовала, мало того что приехала с подругой-адвокатом, она еще стала пугать меня прокуратурой если я не выплачу ей все деньги именно сегодня. Она сильно удивилась когда я положил перед ней пачку купюр, в которой было больше ста тысяч рублей, именно столько сколько ей полагалось. Я с натягом старался улыбнуться, чтобы смягчить напряженную остановку и твердил, что вынужден это делать, так как жалобы на нее дошли до москвы и бессилен, мне просто приказали.
Вот так, манипулируя сознанием людей можно сохранить нервы, а возможно нечто большее. Иногда чтобы уволить нежеланного сотрудника, можно сделать так, чтобы он сам понял свою ненужность. Это несложно, просто перестаньте давать ему новые задачи, а потом скажите:
- Вот видишь, тебе не нравятся такие задачи, а других у меня нет, я не могу загрузить тебя так, чтобы тебе и задачи нравились и зарплата была нормальная. Наверное надо искать выход в другом месте работы, где ты сможешь больше себя проявить, иначе тупик.
Таким способом, вы даете понять сотруднику, что не всё потеряно, что ваша компания не для него, и есть масса других компаний, где он будет более востребован и более справедливо оценён. А здесь это не получается и идет регресс. Увольнением вы подталкиваете сотрудника сделать то, что он сам не может. Начать новый виток жизни, ведь часто он начинается именно с нового места работы.
Ставьте лайк если согласны, и подписывайтесь, чтобы увидеть еще больше моих историй.