Найти тему
Синагога Петербурга

Как победить наглость? Советы еврейских мудрецов

Что общего между наглостью и козленком? Как социальные сети помогут в работе над собой? Что поможет не ответить на оскорбление той же монетой? На эти вопросы отвечает раввин Ури Суперфин

Мидраш задает вопрос: почему Моше велит евреям принести больше жертвоприношений, чем Аарону (Ваикра 9:3)? И дает ответ, как бы вложенный в уста Всевышнего: «Вас, евреев, есть за что упрекнуть - с давних времен и по сей день. Братья Йосефа зарезали козленка, чтобы его кровью измазать рубашку, снятую с брата, и на вашей совести грех Золотого Тельца. Тот козленок, которого Я велю вам принести в жертву сверх предписанного Аарону, искупит грех тельца!»

Какая связь между козленком и грехом создания Золотого Тельца?

Есть книга комментариев на Тору, которая принадлежит перу составителей «Тосафот» на Талмуд, она называется «Мошав зкеним». Там написано, что выбор козленка в качестве жертвы неслучаен: слово «козленок» на иврите происходит от того же корня, что и «наглость».

Евреи, создав тельца, воскликнули: «Вот бог твой, Израиль!», и это было наглостью по отношению к Творцу. Пусть они принесут в жертву животное, которое напомнит им о наглости!

А какая связь этой жертвой и тем, что сделали братья Йосефа? Та же самая. Сам вердикт «продать Йосефа в рабство» бы правомерен: это было решение, принятое на заседании суда. Но обмануть отца, выдав кровь козленка на рубашке за кровь Йосефа, - это было наглостью. Высшей степенью цинизма, как мы сказали бы сегодня.

Итак, оба проступка стали результатом одного и того же дурного качества – наглости. Поэтому понадобилось принести в жертву козленка - чтобы само название жертвы намекало на грех, который она призвана искупить.

В «Мошав зкеним» (10:6) написано, что нет ни одного поколения, которое бы не принимало участие в искуплении греха Золотого тельца, который наши мудрецы называют «грехом наглости».

А что же наше время? В Талмуде (трактат Сота) сказано, что поколения перед приходом Машиаха будут отличаться наглостью. Замкнутый круг? Спасение из этой ловушки видится в кропотливой работой над собой, в воспитании у себя скромности. И этому способствуют, как ни странно, социальные сети. Сами посудите: много людей получили возможность общаться с теми, с кем их не объединяет ничего. Вспыхивают конфликты, людей не сдерживают каноны вежливого поведения, потому что это общение – не очно, а порой еще и под маской выдуманной личности, и люди не стесняются в выражении своих негативных чувств. И здесь испытание обоюдное: желающему оскорбить - остановиться, оскорбленному - сдержаться, не ответить. Объявить войну наглости, победить наглость ее же оружием? Так и проявляется Творец в этом мире: еще прежде, чем людей настигает бедствие, боль, им уже уготовано решение их проблем, лекарство для их ран. Не случайно сказали наши мудрецы (Талмуд, трактат Хулин): «Весь мир держится на тех, кто не отвечает на оскорбление той же монетой»!