Найти тему
Патриоты Нижнего

Игра в ассоциации

«Я на Стрелке, еду на Свободу» – понятное всем нижегородцам выражение для большинства туристов звучит как зловещая шутка. А для команды антропологов, которые сейчас ведут исследование идентичности Нижнего Новгорода, эти слова – часть рабочего материала, который они обобщают, чтобы дать свои рекомендации по формированию дизайн-кода нашего города, а в итоге и его нового бренда. Он должен появиться к 800-летию Нижнего Новгорода.

На прошлой неделе в Парке науки состоялось обсуждение промежуточных итогов этого исследования, которое заказала администрация Нижнего Новгорода, а провели московские специалисты. Они записали множество так называемых глубинных интервью с представителями самых разных категорий горожан: студентами, пенсионерами, жителями центра города и окраин, мужчинами и женщинами, краеведами, архитекторами, журналистами и художниками. Вопросы были разные, но все в итоге сводились к одному главному – с чем у вас ассоциируется Нижний Новгород.

-2

Стрелка наряду с кремлем чаще всего упоминается в качестве визуального символа Нижнего Новгорода

Ответы получилось разделить на несколько больших категорий:

– Нижний – это крупный промышленный центр, и именно в этом большой потенциал его развития;

– Нижний – это город с богатой историей;

– Нижний – современный город, ориентированный в будущее.

Во время вопросов о визуальных символах, как говорят исследователи, единства у горожан не наблюдалось. Представители старшего поколения традиционно называли оленя, хохлому, Ярмарку, кремль, а вот молодые люди называли Нижний столицей закатов, упоминали канатную дорогу, мечтали о новых велосипедных и водных маршрутах, говорили о цифровом будущем и IT. Многие вспоминали конструктора Ростислава Алексеева и его суда на под-

водных крыльях, а некоторые – ажурные башни инженера Шухова.

Кроме этого, московские специалисты выяснили, что восприятие города у жителей центра и его окраин несколько разное – чего стоит только известное всем жителям заречной части выражение «поехать в город», имея в виду историческую часть Нижнего. Было много и других удивительных открытий.

-3

Старая водонапорная башня с оригинальными граффити также фигурирует в результатах исследования нижегородского культурного кода

«Обычно, когда иностранцы приезжают в Нижний, они видят Покровку, Рождественскую, Стрелку, а вот поехать на Сормовское кладбище и посмотреть могилы 1990-х, которые сами по себе произведения искусства, это уже совсем другая, невидимая для многих история, которая для некоторых нижегородцев не менее важна», – говорит Никита Петров, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Московской высшей школы социальных и эконмических наук, заведующий лабораторией теоретической фольклористики РАНХиГС.

Кстати, в разделе неофициальной топонимики исследователи наряду с выражением «еду со Стрелки на Свободу» отметили еще и такие присущие нашему городу названия, как «Пентагон» или «Площадь на пяти углах» и «Серая лошадь» – так называют здание около остановки в районе площади Горького.

Отмечен был и довольно-таки жесткий и сильный характер нижегородцев и тот факт, что все мы очень любим свой город.

В итоге на основании первого этапа исследования прозвучала идея обратиться к эклектике. «Сочетание несочетаемого кажется нам перспективным направлением, потому что создание нового бренда из уже сложившегося репертуара узнаваемых символов кажется нам не слишком удачным», – сказал Михаил Гардер, антрополог, выпускник аспирантуры Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета. Он добавил, что по результатам исследования они представят администрации несколько десятков визуальных образов, на основе которых можно будет разрабатывать новый бренд Нижнего.

-4

Шуховская башня

Кстати, среди участников мероприятия была замечена архитектурный критик Марина Игнатушко. Она сообщила, что к теме разработки бренда города у нее спортивный интерес – дело в том, что дочь Марины, Мария Пономарева, окончила Британскую школу дизайна, а в качестве дипломного проекта разработала брендбук с логотипом Нижнего Новгорода. Это изображение Дмитриевской башни кремля со стилизованными хохломскими завитками активно использовалось в Нижнем во время чемпионата мира по футболу.

«Первая реакция на этот логотип – сопротивление. Ну почему опять хохлома, опять кремль? А никуда не денешься… Бренд – это такая штука, которая идет из-под сознания. Символов много, но лишнее отсеивается, и остается что-то одно. Именно поэтому: поэт – Пушкин, а фрукт – яблоко. И бренд разрабатывается по такому же принципу, – рассказывает Марина Игнатушко. – Я считаю, то, что сейчас происходит, очень важно, но теперь собранную информацию должны будут отсортировать. Мне интересно, получится ли в результате сделать что-то принципиально новое».

Елена ВОЛИСОВА

Фото Андрея АБРАМОВА