«Я на Стрелке, еду на Свободу» – понятное всем нижегородцам выражение для большинства туристов звучит как зловещая шутка. А для команды антропологов, которые сейчас ведут исследование идентичности Нижнего Новгорода, эти слова – часть рабочего материала, который они обобщают, чтобы дать свои рекомендации по формированию дизайн-кода нашего города, а в итоге и его нового бренда. Он должен появиться к 800-летию Нижнего Новгорода.
На прошлой неделе в Парке науки состоялось обсуждение промежуточных итогов этого исследования, которое заказала администрация Нижнего Новгорода, а провели московские специалисты. Они записали множество так называемых глубинных интервью с представителями самых разных категорий горожан: студентами, пенсионерами, жителями центра города и окраин, мужчинами и женщинами, краеведами, архитекторами, журналистами и художниками. Вопросы были разные, но все в итоге сводились к одному главному – с чем у вас ассоциируется Нижний Новгород.
Стрелка наряду с кремлем чаще всего упоминается в качестве визуального символа Нижнего Новгорода
Ответы получилось разделить на несколько больших категорий:
– Нижний – это крупный промышленный центр, и именно в этом большой потенциал его развития;
– Нижний – это город с богатой историей;
– Нижний – современный город, ориентированный в будущее.
Во время вопросов о визуальных символах, как говорят исследователи, единства у горожан не наблюдалось. Представители старшего поколения традиционно называли оленя, хохлому, Ярмарку, кремль, а вот молодые люди называли Нижний столицей закатов, упоминали канатную дорогу, мечтали о новых велосипедных и водных маршрутах, говорили о цифровом будущем и IT. Многие вспоминали конструктора Ростислава Алексеева и его суда на под-
водных крыльях, а некоторые – ажурные башни инженера Шухова.
Кроме этого, московские специалисты выяснили, что восприятие города у жителей центра и его окраин несколько разное – чего стоит только известное всем жителям заречной части выражение «поехать в город», имея в виду историческую часть Нижнего. Было много и других удивительных открытий.
Старая водонапорная башня с оригинальными граффити также фигурирует в результатах исследования нижегородского культурного кода
«Обычно, когда иностранцы приезжают в Нижний, они видят Покровку, Рождественскую, Стрелку, а вот поехать на Сормовское кладбище и посмотреть могилы 1990-х, которые сами по себе произведения искусства, это уже совсем другая, невидимая для многих история, которая для некоторых нижегородцев не менее важна», – говорит Никита Петров, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Московской высшей школы социальных и эконмических наук, заведующий лабораторией теоретической фольклористики РАНХиГС.
Кстати, в разделе неофициальной топонимики исследователи наряду с выражением «еду со Стрелки на Свободу» отметили еще и такие присущие нашему городу названия, как «Пентагон» или «Площадь на пяти углах» и «Серая лошадь» – так называют здание около остановки в районе площади Горького.
Отмечен был и довольно-таки жесткий и сильный характер нижегородцев и тот факт, что все мы очень любим свой город.
В итоге на основании первого этапа исследования прозвучала идея обратиться к эклектике. «Сочетание несочетаемого кажется нам перспективным направлением, потому что создание нового бренда из уже сложившегося репертуара узнаваемых символов кажется нам не слишком удачным», – сказал Михаил Гардер, антрополог, выпускник аспирантуры Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета. Он добавил, что по результатам исследования они представят администрации несколько десятков визуальных образов, на основе которых можно будет разрабатывать новый бренд Нижнего.
Шуховская башня
Кстати, среди участников мероприятия была замечена архитектурный критик Марина Игнатушко. Она сообщила, что к теме разработки бренда города у нее спортивный интерес – дело в том, что дочь Марины, Мария Пономарева, окончила Британскую школу дизайна, а в качестве дипломного проекта разработала брендбук с логотипом Нижнего Новгорода. Это изображение Дмитриевской башни кремля со стилизованными хохломскими завитками активно использовалось в Нижнем во время чемпионата мира по футболу.
«Первая реакция на этот логотип – сопротивление. Ну почему опять хохлома, опять кремль? А никуда не денешься… Бренд – это такая штука, которая идет из-под сознания. Символов много, но лишнее отсеивается, и остается что-то одно. Именно поэтому: поэт – Пушкин, а фрукт – яблоко. И бренд разрабатывается по такому же принципу, – рассказывает Марина Игнатушко. – Я считаю, то, что сейчас происходит, очень важно, но теперь собранную информацию должны будут отсортировать. Мне интересно, получится ли в результате сделать что-то принципиально новое».
Елена ВОЛИСОВА
Фото Андрея АБРАМОВА