В 21 веке людям в развитых странах практически не приходится самим что-либо создавать с нуля. Человек приходит в уже сложившийся мир, где с рождения ему уже определено место, общество уже все за него продумало, и ему приходится просто адаптироваться к тому миру, где он живет. Люди западного мира нередко завидуют людям других стран, которым приходится бороться и созидать что-либо с нуля. Это связанно с тем, что жизнь на Западе настолько систематизирована, уклад их жизни настолько жестко установлен, что люди чувствуют себя просто роботами.
Актуальной задачей является анализ среды, в которой происходит самореализация личности и моделирование идеальных условий, необходимых для самореализации с целью определения разрыва между реальным и идеальным положением дел.
При размышлении об идеальных условиях жизни, в уме возникают ассоциации со словами здоровый, правильный, разумный, полезный. Например, в словаре можно найти определение здоровья как состояния организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Противоположное понятие здорового человека – это больной, т.е. страдающий какой-либо болезнью; также при определении болезни перечисляют такие признаки, как неестественный, ненормальный, то есть не соответствующий чему-либо общепринятому, обычному, положенному. Врачи помогают больным пациентам пройти курс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, то есть ставят цель по ликвидации разрыва между реальностью – больным, нездоровым состоянием пациента и идеалом – здоровым состоянием организма пациента, при котором все органы человека нормально развиты и правильно функционируют. При этом врачи изучают условия жизни, влияние на организм пациента различных факторов и в целом – образ жизни пациента, с тем чтобы порекомендовать меры для предупреждения заболеваний, оздоровления его организма. Меры по предупреждению возникновения заболеваний в медицине принято именовать профилактикой. Специалисты в этой области большое внимание уделяют обнаружению факторов риска развития болезней с последующей выработкой мер по их устранению.
Если брать здравоохранение в целом, то конечный результат его деятельности – это формирование у населения здорового образа жизни, которое представляет собой систему мер, направленных на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма. На этом примере автор хочет показать структуру данной главы, помочь читателям понять базовые элементы, такие как механизм мотивации, направленный на ликвидацию разрыва между реальностью и идеалом, окружающая среда, состоящая из условий и систем.
Животные адаптируются к внешним условиям, условия могут быть разные – губительные или благоприятные для здорового развития животных. Человек же является единственным биологическим видом, живущим в искусственной среде, которую сам создаёт и сам моделирует. Так, для создания комфортного микроклимата в помещениях в холодное время года человечество изобрело различные системы отопления, а для жаркого время придумали системы вентиляции и кондиционирования.
Жизнедеятельность человека, состоящая из деятельности по уходу за предпосылками, самоактуализации и самовыражения, должна проходить в благоприятном режиме, который необходимо моделировать, так как только в редких случаях он является следствием влияния внешней среды. Для этого нужно научиться анализировать условия протекания различных ситуаций, в рамках которых человек выполняет алгоритмы действий, соблюдая при этом правила. Эти условия могут быть благоприятными или неблагоприятными. Под понятием благоприятные условия подразумевают, что они способствуют жизнедеятельности и подходят для неё. То есть, чтобы возникла возможность соблюсти правила при выполнении алгоритма действий по решению задач, необходимо наличие определенных предпосылок, основ, которые принято именовать условиями (условия труда, условия жизни и под.). Существует так называемый приличествующий уровень жизни, который состоит из перечня необходимых жизненных благ, позволяющих вести приличную жизнь, то есть удовлетворять базовые потребности человека. Примерами таких базовых благ являются отопление и наличие канализации в доме, а также холодильник, телевизор, компьютер, возможность двухразового горячего питания, возможность покупать игрушки детям и так далее.
Таким образом, на этом уровне необходимо уметь моделировать условия, при которых возникает возможность соблюдения правил при выполнении шагов алгоритма действий, направленных на достижение целей.
Нужно осознавать, что отсутствие условий препятствует соблюдению правил: да, возможно, мы сможем выполнить алгоритм, но не сможем соблюсти правила.
Мышлению зрелого человека, привыкшего полагаться исключительно на себя, присуще более широкое восприятие жизни, включающее анализ жизненных ситуаций на предмет соответствия нормам и жизненным стандартам. Можно привести в качестве примера реальную историю с преподавателем немецкого языка, который приехал летом из Германии по приглашению в один из городов СНГ для принятия экзаменов у школьников. Этот гражданин Германии отказался работать в условиях поломки кондиционера в аудитории, несмотря на то, что предприимчивые сотрудники администрации школы открыли окна, а родители детей просили принять экзамен, говоря, что дети ради экзамена потерпят. Причина отказа заключалось в том, что преподавателю предлагали работать, по его мнению, в экстремальной и ненормальной ситуации – в условиях аномальной жары и отсутствия при этом кондиционера. Зрелым людям присуще изначально формулировать концепцию «идеальной» среды, продумывать условия, которые могут породить эту среду, и выстраивать системы, которые могут обеспечить нужные условия. В основе ситуации с отказом работать в аудитории без кондиционера лежит стандарт температуры в школе (примерно от 20 до 25 градусов по Цельсию), летом условием поддержания такой температуры является прохладный воздух, обеспечиваемый кондиционером.
Фокус внимания при формировании идеальной среды должен быть обращен на системы (в данном случае это кондиционер), благодаря которым человек может находиться в нормальной благоприятной ситуации. В условиях, когда 70 лет существовала советская власть, вся ресурсная база страны находилась в государственной собственности, и только государственные органы могли и имели право создавать условия, население же просто отучилась от модели активного восприятия ситуации. Взамен люди просто приучились адаптироваться к тому, что есть, так как не владели ресурсами. Часто в романах западноевропейских писателей или российских дореволюционных писателей можно встретить фразы о том, что главный герой имел достаточного имущества и дохода, чтобы вести приличный, достойный образ жизни. Именно доступ к ресурсам, материальным и духовным благам позволяет человеку самому создавать для себя нормальные, приличные условия жизни, приближенные к идеальным. Более 70 лет идеалом советского человека был аскет, который ради идеи был готов идти на жертвы и жить в нечеловеческих условиях. И это неумение определять стандарты жизни, неумение определять разрыв между идеалом и реальностью, чтобы затем поставить определенные цели, мешает полноценной самореализации.
В культуре советского человека – аскета, преданного идеалам коммунизма, отсутствовала модель «нормальной» жизни, поэтому автор предлагает свою концепцию того, какую жизнь можно назвать нормальной.
В соответствии с внутренним содержанием жизни и следует формулировать смысл человеческой жизни. Смысл жизни в том, чтобы жизнь, как процесс жизнедеятельности, протекала в определенных параметрах, то есть нужно сформулировать величины, характеризующие основные свойства жизни. Этими параметрами, характеризующими разумную, здоровую, то есть «нормальную» жизнь, являются следующие:
1. Правильная жизнь – жить в соответствии со сценарием, не выходящим за рамки общепринятого. Так, этапам человеческой жизни – детство, юность, молодость, средний возраст, пожилой возраст – соответствуют определенные общепринятые сценарии: человек в детстве и в юности должен пройти через учреждения базовой социализации (это детский сад и средняя школа), в молодом возрасте – трудоустроиться или найти другой источник стабильного дохода, позволяющий материально обеспечить семью и воспитывать детей и так далее.
2. Благополучная жизнь – жить ровно, стабильно, без нарушений, сбоев и чрезвычайных происшествий. Само слово благополучие означает отсутствие каких-либо серьезных сбоев в общем ритме жизни, таких как безработица, возникновение тяжелого заболевания, получение тюремного срока или инвалидности в результате несчастного случая. Так, в конце года, оценивая прожитую жизнь и не обнаружив подобных сбоев, мы облегченно вздыхаем и благодарим судьбу за то, что год жизни прожит благополучно.
3. Успешная жизнь – в намеченные сроки и на все 100% достигать поставленные цели. Человеку свойственно больше ориентироваться на результаты, не понимая, что по природе своей цели – это просто действия по самореализации, и соответственно, если мы прилагали усилия, действовали решительно и конкретно, то свою жизнь мы можем назвать успешной, вне зависимости от того, есть результат или нет.
4. Облагоустроенная жизнь – иметь полный набор всего необходимого для нормальной и комфортабельной жизни или, проще говоря, наличие материальных ценностей, денег и капитала.
5. Жизнь в режиме порядка – человек, члены его семьи, быт, работа и все остальные сферы его жизни находятся в исправном, надлежащем состоянии. Этот момент приведения жизни в порядок часто обыгрывают в фильмах, когда главный герой после депрессии приходит в себя и начинает новую жизнь с того, что идет в парикмахерскую, в баню, покупает новые вещи взамен изношенным, устраивается на новую работу и совершает другие поступки по исправлению своей жизни.
6. Стремление к максимально высоким стандартам во всех областях жизни (стандарты качества, безопасности, эффективности и проч.). Во всех общинах существует стремление к уравниловке, любое стремление отдельного индивидуума выделиться, в том числе за счет стремления к более высоким стандартам жизни, всячески пресекается. Именно по причине стремления людей к средним показателям (как они говорят, к «золотой середине»), происходит деградация общества. Люди часто не понимают того факта, что жизнь подчинена двум течениям: одно — это деградация, в которой неуклонно снижается планка жизни людей, и второе – это эволюция, которая происходит благодаря процессам роста и развития, где люди стараются максимально повышать свои стандарты и общую планку жизни.
Исходя из вышеперечисленных концепций, необходимо анализировать свою жизнь в плане того, насколько условия нашей жизни соответствуют идеалу, с тем чтобы ставить перед собой цель по уменьшению разрыва между реальностью и той идеальной моделью, которую мы для себя сформулировали. Предпосылкой для данного уровня мышления является умение на базе вышеперечисленных концепций моделировать идеальные условия. Но и этого мало, нужно спроектировать системы, которые смогли бы обеспечить нужные условия. Так, для создания идеальных условий для удовлетворения общественных интересов, общество выстраивает школы, больницы, мосты, формирует органы государственной власти и порядка, судебные органы, то есть создаёт определенные системы. Что касается отдельно взятого индивидуума, то в условиях рыночных отношений он сам должен продумать, спроектировать и создать системы, которые смогут обеспечить нужные условия.
Для того, чтобы осознать этот уровень мышления, можно представить молодого человека, который в сельской местности строит дом для своей будущей семьи. При проектировании комнат он учитывает количество будущих детей, при оформлении комнат – вкусы своей избранницы и так далее. Дом с водопроводом, канализацией, системами газоснабжения и света, а также подсобное хозяйство, включающее сад, огород и курятник, являются теми системами, которые будут обеспечивать нужные условия для проживания семьи.