Разбор Колизея на кирпичи
Надкушенный бублик главной римской достопримечательности навевает мысли о бомбежке или цунами. Но на самом деле это результат веками совершавшегося преступления, в котором невозможно определить виноватого. Просто однажды, спустя тысячелетие с момента постройки, здесь решили проводить бои быков. Просто однажды после землетрясения в Риме правительство решило пустить уцелевшие остатки на стройматериалы. По кирпичикам Колизей растаскали по другим частям города, поэтому до сих пор в них течет каменная кровь архитектурного мастодонта. Просто однажды из этих камней построили пару дворцов и суконную фабрику. Просто однажды один из пап римских открыл в нем завод для добывания селитры. Варварство продолжалось до середины XVIII века, когда, наконец, на Колизей посмотрели как на памятник погибшим на этом месте христианским мученикам. Только это спасло его от дальнейшего позора.
Кража картины Куинджи средь бела дня
В марте газета The Art Newspaper Russia номинировала на звание глупейшего преступления века кражу полотна Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым". Для тех, кто не в курсе нашумевшей истории: грабитель пришел на выставку в Третьяковскую галерею, прилюдно снял со стены картину, вынул из рамы и ушел восвояси вместе с легкой добычей, никем не задержанный по пути.
Разумеется, преступника без труда нашли с помощью записей на видеокамерах – он даже не потрудился надеть маску и перчатки, чтобы не оставить отпечатков. Тем лучше для следствия и истории российской живописи. Впрочем, цель вора тоже была достигнута, если верить его словам о том, что он просто хотел обратить на себя внимание.
Обезглавливание Русалочки в Копенгагене
Сложно найти другое произведение искусства, которое живет такой насыщенной жизнью, как многострадальная датская Русалочка. Например, в середине прошлого века она осталась без головы, исчезнувшей в неизвестном направлении – пришлось делать новую. Другие вандалы не блистали изобретательностью и еще дважды повторяли то же самое преступление. Хотя разок для разнообразия отпилили руку. Однако части тела каждый раз с триумфом возвращались на свое законное место.
Но это еще полбеды: за годы своей жизни бедняжка оказывалась многократно облита красной, розовой, зеленой, синей и белой краской, не раз просыпалась в хиджабе, парандже, нарисованном лифчике и даже с фаллоимитатором в руке. Трудно сказать, чем именно героиня Андерсена не угодила хулиганам. Возможно, своим виктимным сценарием жизни, который не может не притягивать агрессию?
Идейное похищение "Мона Лизы"
Но, конечно, недосягаемым пиком безумия я назову кражу "Джоконды" Леонардо да Винчи в начале прошлого века. Про это преступление можно было бы написать не один детектив (возможно, кто-то это уже сделал). Современники шутили, что следующей на очереди будет Эйфелева башня. К счастью, до нее дело не дошло, но, кажется, это лишь вопрос времени.
Среди подозреваемых значились:
– коллекционер, который перед этим заказал 6 копий картины и теперь решил добраться до оригинала;
– правительство Германии. Их целью якобы было показать ничтожество Франции;
– правительство собственно Франции, как это ни парадоксально. Они могли это сделать, чтобы иметь повод обвинить Германию и раздуть конфликт;
– художники-авангардисты, включая Пикассо, как главные поборники классического искусства...
Однако, как это бывает в детективах, "убийцей оказался садовник". А точнее, итальянский стекольщик, который создал защитный экран для шедевра. Но защитный экран не защитил "Мона Лизу" от рук его же создателя: похититель просто вынес картину из Лувра, пока музей был закрыт. Мотив преступления? Вор заявил, что хотел вернуть Италии ее сокровище. Разумеется, у него это не получилось: грабителя сдал со всеми потрохами первый же коллекционер, которому тот попытался сбыть эксклюзивный товар. Патриотичный итальянец как-то не подумал, что продать "Мона Лизу" из-под полы невозможно.
Фальсификация, совершенная Микеланджело
Удивительно, но единственным по-настоящему знаменитым преступником против искусства стал человек, подаривший нам "Сикстинскую капеллу" и "Пьету". Досконально изучив античную культуру, великий скульптор решил подзаработать, мягко говоря, нечестным способом.
Он изваял из мрамора фигуру спящего купидона и закопал в одном из виноградников Рима. Вскоре вассалы Медичи нашли скульптуру и приняли за древнеримский оригинал, настолько похоже Микеланджело сымитировал античный стиль. В дураках оказались не только Медичи, но и кардинал Сан Джорджоне, по наивности купивший подделку. Но, как мы помним из одного детского рассказа, "всё тайное становится явным". Однако обман оказался на руку скульптору. Понтифик, узнав о подделке, пригласил его в Рим – посмотреть в бесстыжие глаза гениальному фальсификатору. История наделала много шуму, и на Микеланджело заказы посыпались, как манна небесная.
Делитесь статьей с друзьями в соцсетях и пишите в комментариях, какая история поразила Вас больше всего!