Продолжаю серию статей из раздела "Фотография для чайников".
Мы с вами уже познакомились с основными базовыми понятиями: что такое матрица фотоаппарата, что такое фокусное расстояние объектива, что такое диафрагма, выдержка, светочувствительность.
В данной статье мы поговорим о том, как подбирать фотокамеру для начинающего фотографа. Ведь на самом деле это задача непростая - вон сколько всяких фотокамер существует, как вообще во всем этом разобраться?
У начинающих фотографов с этим действительно наблюдаются разброд и шатание. Очень часто люди, собирающиеся заняться фотографированием чуть более осмысленно, чем "щелкнуть кадросик на смартфончег", бросаются выбирать себе дорогой фотоаппарат, свято веря в то, что хороший кадр можно сделать только дорогим фотоаппаратом, а сам факт наличия дорогого фотоаппарата человека сразу делает фотографом. Но на самом деле это все равно что попытаться стать скрипачом, приобретя дорогую скрипку. Или стать нейрохирургом, приобретя скальпель.
На какие общие группы можно разделить современные любительские фотокамеры:
- начальные любительские камеры;
- обычные любительские камеры (мыльницы);
- универсальные любительские камеры;
- беззеркалки со сменной оптикой (системные камеры);
- стартовые любительские зеркальные камеры;
- продвинутые любительские зеркальные камеры.
Разумеется, чем выше уровень камеры, тем выше и цена, да и там в одной группе (например, беззеркалки) цена может отличаться на порядок. Однако каждый вид камеры разрабатывается под решение определенных задач, поэтому начинающему совершенно нет смысла приобретать, например, зеркальную камеру, если он понятия не имеет, зачем она ему нужна, или покупать дорогую беззеркалку со сменной оптикой, если он будет снимать только китовым (комплектным) объективом.
Строго говоря, если вы собираетесь начинать фотографировать и у вас есть смартфон с неплохой камерой (а камеры в смартфонах все улучшаются и улучшаются, и сейчас хорошие камеры можно встретить даже в смартфонах средней ценовой категории), то вполне резонный совет: начните снимать на смартфон. Да-да, на смартфон. Нет, я понимаю, что хочется выглядеть круто: повесить на пузо здоровенную зеркалку и выйти с этой бандурой на прогулку на зависть соседям, однако снимать на смартфон у вас наверняка получится лучше, чем на зеркалку, как ни странно это может звучать.
Однако нужно понимать, что есть несколько факторов, из-за которых даже дорогущий смартфон с очень продвинутой камерой не сможет заменить фотокамеру средней стоимости.
Так почему не сможет?
1. Размер матрицы
Размер матрицы в смартфоне с одной из самых серьезных камер Google Pixel 2 - 1/2,6". Это кроп-фактор 6,3.
Чем плоха такая матрица? Невысокая светочувствительность, очень средняя детализация, а кроме того, с ней практически нет возможности кадрировать полученные фотографии (вырезать оттуда какую-то часть) без резкого ухудшения качества.
Качества изображения с такой матрицы достаточно для того, чтобы, например, опубликовать снимок в Интернете, но если вам нужно вырезать оттуда какую-то часть (приблизить, кадрировать), то для публикации снимок уже вряд ли подойдет.
Ну вот, например, вполне приличная по качеству фотография со смартфона (художественной ценности она не имеет, но в данном случае это неважно).
Но нам очень хочется продемонстрировать заснеженные горы на заднем плане. Давайте их вырежем. И что у нас из этого получится? Полный кошмар получится, качество даже для Веба - ниже плинтуса.
А вот, например, снимок на полнокадровую камеру.
И мы хотим вырезать из него примерно такой же по пропорциям кусочек фото.
Разница в качестве вроде бы очевидна.
Почему в камеры смартфонов ставят такие маленькие матрицы, можете спросить вы, неужели туда не влезет матрица побольше? Влезть-то она влезет, только расстояние до объектива здесь такое, что матрицу большего размера изображение из установленного очень близко объектива просто не покроет. Так что производителям смартфонов деваться некуда - только такой размер они могут использовать.
2. Качество оптики
Вторая очевидная проблема - оптическая система, то есть объектив. Хорошие объективы представляют собой сложные оптические системы, позволяющие качественно передавать изображение с минимальными искажениями. В смартфон такую систему не засунешь, так что качество оптики там совершенно другое.
3. Различные фокусные расстояния
Очевидно, что в обычный смартфон невозможно поставить объектив с переменным фокусным расстоянием. (Я не говорю об устройствах вроде Samsung Galaxy Camera, которые представляют собой гибрид фотокамеры и смартфона.) Обычно производители ставят объективы с фиксированным фокусным расстоянием в районе 24-30 мм - это достаточно широкий угол с относительно небольшими искажениями.
Если вам потребуется приблизить какой-то объект - это сделать будет невозможно. А так называемое цифровое зумирование вообще не имеет смысла, потому что по сути это обычное кадрирование, а что из этого выходит в случае смартфона - мы уже рассмотрели.
Так что со смартфоном у вас будет объектив невысокого качества и с фиксированным фокусным расстоянием.
Некоторые производители пытаются это как-то разнообразить: например, Apple ставит в свои айфоны второй объектив с фокусным расстоянием 56 мм (портретник), а LG к обычному широкоугольнику в 29 мм ставит сверхширокоугольник с фокусным расстоянием в 15 мм.
Однако сути дела это не меняет: со смартфоном вы очень ограничены в фокусном расстоянии объектива, также качество рисунка у этих объективов заметно отличается от объективов фотокамер.
4. Возможности настроек и управления
По вполне понятным причинам смартфоны ориентированы прежде всего на съемку в автоматическом режиме, и даже те из них, которые имеют режим Pro, где можно менять различные параметры съемки, не очень рассчитаны на гибкость в управлении. Да и с настройками камер у смартфонов все намного беднее, чем у фотокамер.
***
Ну, хорошо, скажете вы, так какую фотокамеру брать для новичка?
На мой взгляд, самые стартовые любительские камеры, стоящие где-то 7-10 тысяч рублей, не особенно имеет смысл приобретать. У них обычно устанавливается матрица 1/2,3" с кроп-фактором 5,62, которая почти не отличается от матрицы смартфона, объектив там может иметь 10-20-кратный зум, однако сама оптика очень низкого качества, такой фотоаппарат будет медленно и плохо фокусироваться, возможности управления там даже беднее, чем в смартфонах, а кроме того, там часто невозможно выставить какую-то конкретную зону для фокусировки, так что объект для фокусирования фотоаппарат будет выбирать сам и ничего хорошего из этого не получится.
Я сыну, который решил заняться фотографированием, взял для начала дешевенькую Canon IXUS 180, так что имел возможность с ней познакомиться. Он ею поигрался и забросил, так что очень правильно я не брал ничего более дорогого. А эта камера имеет все те недостатки, которые я перечислил, так что явно уж лучше на смартфон снимать, чем на такую камеру.
А если все-таки подбирать камеру с расчетом именно позаниматься фотографией, а не поиграться и забросить?
Заслуживающие внимания камеры делаются на трех типах матриц.
Дюймовая матрица (1") с кроп-фактором 2,7. На ней, как правило, выпускаются универсальные камеры с несменяемыми зум-объективами. Хотя бывают и камеры со сменной оптикой. Камеры на этой матрице обычно начинаются от 20 тысяч рублей, и дальше цены могут уходить в потолок.
Из недорогих универсальных вариантов (20-25 тысяч) - это модификации Nikon 1 и Canon PowerShot G9.
Очень хороший универсальный вариант на этой матрице - Sony Cyber-shot DSC-RX10 (мой обзор - я на эту камеру сам года полтора снимал и был ею очень доволен), но это уже дороже 50 тысяч за старую модель, а новая (Mark III) - под 80.
Также есть прямо-таки отличный сверхкомпакт на этой матрице - Sony Cyber-shot DSC-RX100 (мой обзор третьей модели), но ее пятая модификация стоит 70-80 тысяч рублей.
Что я бы посоветовал для любительских задач на этой матрице? Я бы советовал только Sony RX10 или Sony RX100, но это уже совсем не бюджетно и вряд ли имеет смысл сразу приобретать такую дорогую камеру. (Там применение данной матрицы объясняется или наличием шикарного зума 24-200 мм для RX10, или сверхкомпактными размерами для RX100.) А бюджетные камеры на такой матрице я бы, скорее всего, брать не стал, потому что за те же деньги можно найти более интересные варианты.
Матрица Micro Four Thirds, 4/3 с кроп-фактором 2,0. Здесь много модификаций Olympus и Panasonic Lumix. И на любой вкус - с несменными зумами и сменной оптикой. Цены начинаются где-то от 30 тысяч и могут уходить в потолок - там уже идут очень серьезные камеры вроде Panasonic Lumix GH5 за 170 тысяч или Olympus OM-D E-M1 Mark II за 130 тысяч (мой обзор первой модели этой камеры).
Вот тут уже есть где разгуляться. И Panasonic Lumix хороши, и Olympus OM-D даже младшей модификации E-M10 (особенно если не гнаться за последней моделью) - отличные камеры.
Матрица APS-C с кроп-фактором 1,52-1,6. Строго говоря, их две модификации, слегка отличающиеся размерами, но для простоты будем считать это одной матрицей. Самая популярная матрица для продвинутых любительских камер (и не только любительских). На этой матрице выпускаются как очень популярные беззеркалки, так и зеркальные фотоаппараты от начального до профессионального уровня.
Беззеркалки со сменной оптикой - это Sony Alpha (мои обзоры Sony Alpha A3000 и Sony A6000), Canon EOS M5-M10 и PowerShot G1 (мой обзор), Fujifilm серии X (мой обзор Fujifilm X-M1).
Цены начинаются от 20 тысяч (если с объективом), и, например, Sony Alpha A3500 за 20 тысяч или Sony Alpha ILCE-6000 за 34 тысячи - это уже вполне достойные любительские варианты. Также Canon EOS M10 Kit за 22 тысячи - более чем интересный и вполне компактный вариант (кстати, эта камера у меня сейчас на тесте, скоро будет обзор).
Ну и также там идет здоровенная линейка зеркалок от начального до профессионального уровня - там, конечно, царствуют в основном Canon, Nikon и Pentax.
Любительские зеркалки начинаются от 17-19 тысяч, какая-нибудь Canon EOS 100D за 26 тысяч по размеру и весу не слишком отличается от недорогой беззеркалки (вот мой обзор ее), и это тоже прекрасный любительский вариант.
Немного дороже, больше и тяжелее Pentax K-50 - отличная камера.
Так что, как видите, вариантов полно.
Однако после публикации подобных статей читатели любят задавать вопросы из серии: "Ну, хорошо, матрицы там, производители и все такое. Я в этом все равно ничего не понимаю. Скажи мне, какую фотокамеру покупать для ребенка, который действительно решил заняться фотографией, или для меня, ведь я тоже хочу этим заняться. Имя, сестра, имя, ткни пальцем, что брать - по правильному соотношению цены и качества.
Эти вопросы, конечно, вполне имеют право на существование. Я тоже в свое время - много-много лет назад - приходил в магазин и сдуру просил консультанта посоветовать мне камеру. Он меня долго грузил совершенно ненужной информацией, нахваливал количество мегапикселей камер (этот параметр, если не лезть во всякие глубины, играет очень небольшую роль на фоне физического размера матрицы), пытался всучить камеру за, условно говоря, нынешние 50-70 тысяч рублей, и я в результате покупал что-то совершенно мне явно ненужное за большие деньги. И совершенно не знал, как это использовать.
Вот поэтому давайте я прямо в этой статье отвечу на вопрос, что бы я посоветовал не самому начинающему любителю, который хочет приобрести камеру с хорошим соотношением цены и качества, при условии что он на это хочет потратить не более 30 тысяч рублей.
Я бы посоветовал Canon EOS M10 Kit (компактный и легкий вариант со сменной оптикой), ну или Sony Alpha A3500 (A5000) Kit. Впрочем, у Sony это старая модель, а новые ILCE-5100 уже от 50 тысяч.
Если в средствах не так ограничены, тогда, конечно, отличный универсальный вариант Sony RX10 или Olympus OM-D E-M10 Mark II Kit (он со сменными объективами).
Ну и даже для начинающих любителей недорогие, компактные и довольно легкие зеркалки типа Canon EOS 100D - вполне интересный вариант. Потому что они лишены основных проблем продвинутых зеркалок - большого веса и серьезных габаритов.
P. S. Да, ну и при покупке камеры со сменными объективами всегда обращайте внимание на термины в названии модели. Body - это "тушка" камеры без объектива. Kit - это камера в комплекте с объективом, и там указывается, что это за объектив.
© 1998–2019 Alex Exler link