18 марта РЖД с помпой запустили из Ростова-на-Дону в Москву новый модернизированный плацкартный вагон, который производится на базе старых плацкартов. Но уже через несколько дней никто не мог понять, где он. И я принялся искать. Сегодня немного расскажу о детективной «кухне» железнодорожного блогера.
Неразговорчивые РЖДшники
Моему каналу про поезда в Дзене скоро год. Ежедневно его читают около 100 тысяч человек. Aудитория больше, чем у всех железнодорожных изданий вместе взятых. Но профильные организации и ведомства, заводы, холдинги, региональные ЖД перевозчики и сами РЖД еще не поняли, что относиться к блогерам – не только ко мне, но и к моим коллегам, имеющим большую аудиторию, – надо бы повнимательнее.
Как только прошлой осенью в Москве представили макет модернизированного плацкартного вагона, и я посмотрел его на выставке, я сразу позвонил на Тамбовский завод «Вагонреммаш», который и взялся за переделку вагонов, с просьбой ответить на мои вопросы.
«Мы не можем, напишите запрос, вам ответят», – пообещали мне. Но реакции не последовало. В пресс-службе РЖД тоже предложили написать письмо, «но если вы не СМИ, то отвечать мы вам не обязаны».
«Ну ладно, – подумал я, – не хотите мне показывать производство, я вычислю Ваш вагон, поеду в нем в одном из первых рейсов, и опишу своим читателям всю правду».
Я считаю, что я должен оправдывать доверие многочисленных читателей моего блога и рассказывать обо всех значимых железнодорожных событиях. Производство новых вагонов, разумеется, в их числе.
Детектив идет на поиски
Оказалось, что все не так просто. РЖД устроили лотерею. За несколько дней до запуска они объявили, в каких поездах будет ходить новый вагон, единственный произведенный на сегодняшний день, но не назвали его номер. Вычислить было невозможно.
Причем это было не так, что мы подцепим новый дополнительный вагон и откроем его в продажу, нет. Они его поставили вместо другого вагона, на который давно продавали билеты. Чистая лотерея.
В день старта на вокзале в Ростове-на-Дону собрались телевизионщики. Красивую табличку нового вагона сняли на видео почти все. Так я узнал, что это вагон под номером семь.
РЖД сообщили, что вагон стоит в поездах Ростов-на-Дону – Москва и Москва – Анапа. Как такое может быть, если вагон один, спросите вы? Очень просто. В железнодорожных пассажирских перевозках есть такое понятие, как общий оборот составов. Схема курсирования в данном случае такая:
18 марта Ростов-на-Дону – Москва
19 марта Москва – Анапа
20 марта Анапа – Москва
21 марта Москва – Ростов-на-Дону
Ни в один из этих рейсов я не мог отправиться. На 3 из 4 просто не было в продаже билетов, а тот, на который билеты оставались, мне не подходил по времени и маршруту (пришлось бы добираться до Анапы).
После первых четырех рейсов следы вагона терялись… Понятно, что при таком графике поезда составов, которые его обслуживают, несколько. Логика подсказывала, что, прибыв в Ростов 21 мaртa, поезд с этим вагоном 21-го же пойдет на второй круг в Москву, но РЖД в сообщении на сайте заявили периодичность раз в пять дней. Это значит, что составов пять, и в Ростове после четырехдневного рейса у поездов суточная стоянка для обслуживания. А Википедия и вовсе сообщала, что составов, обслуживающих этот маршрут, шесть, и ходят они еще и в общем обороте с третьим поездом Ростов-на-Дону – Адлер. Он, правда, только летний, сезонный.
Пикантности добавлял тот факт, что в продаже седьмого вагона не было на всю глубину продаж. На сайте белорусской железной дороги (РЖД такое не показывает) посмотрел схему составов (какие вагоны под какими номерами в поезде). Выяснилось, что теперь плацкартная группа с 9 по 1З вагоны.
Чтобы исключить один из вариантов, встретил на Казанском вокзале поезд, ушедший из Ростова 22 марта. Искомого вагона в нем не было. Все указывало на то, что РЖД правильно указали периодичность – раз в пять дней – и, стартовав из Ростова 23 марта, 24 числа он будет в Москве. Это воскресенье, и как раз мне удобно поехать на нем кататься, а в продаже есть места в 4 вагона из 5, но как узнать номер нужного, если 7 не подходит, и вообще, не отцепили ли его на ремонт (вдруг неисправность какую нашли, вагон-то ещё может быть «с детскими болезнями»)?
Купить билеты во все четыре вагона значило потерять много денег на возврате лишних. Положиться на судьбу и взять случайный – глупо.
Тогда с помощью сайта Youdo я нашел курьера, который согласился за небольшое вознаграждение сходить 23 марта на вокзал в Ростове и посмотреть, идёт ли искомый вагон на Москву и под каким номером. Ииии… Успех! Нужный вагон есть в составе под номером 12.
Тут же взял билет на поезд от Москвы до Мичуринска (это та самая Тамбовская область, где обновляют эти вагоны). 4,5 часа поездки – 1521 рубль 40 копеек с бельем. Верхние боковые и верхние в последнем купе обошлись бы в сумму меньше 1000 рублей, а без белья и вовсе в 800, но их в продаже уже не было. Это цена не только на места в этот вагон, но и на любой плацкарт этого фирменного поезда (все остальные плацкартные вагоны тоже новые, но не переделки, а производства Тверского вагоностроительного завода).
Внимательный железнодорожный фанат, который хочет попасть именно в этот вагон, найдет в статье ключ к разгадке и вычислит даты и маршруты. Если РЖД опять не передвинут вагон куда-нибудь под другой номер.
Вы теперь знаете, как журналисту иногда приходится включать детектива. Но это обычная работа. Кстати, стоит ли в будущем описывать подобные кейсы? Напишите в комментариях.
В ближайшее время я расскажу о вагоне всю правду. Сегодня погуглил – многие журналисты проводили вагон у платформы, кто-то даже опросил пассажиров, но не никто не прокатился, чтобы сделать репортаж из поездки, и не описал все плюсы-минусы. Так что это будет эксклюзив.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. Также подписывайтесь на нас в соцсетях: Одноклассниках, Вконтакте, Фейсбуке и Телеграме.