В 1980 году с волной-убийцей повстречался советский танкер «Таганрогский залив». В полдень волнение моря было всего 6 баллов, танкер шел самым малым ходом и хорошо «отыгрывался» на встречной волне, бак и палуба не заливались. Вдруг носовая часть немного опустилась и неожиданно у самого форштевня под углом 10…15 градусов к курсу увидели гребень одиночной волны, возвышающейся над носовым фальшбортом на 4…5 метров (т.е. примерно на 15…16 метров над ватерлинией).
Волна сразу обрушилась на бак судна и на работавших там трех матросов (в живых остались только двое). Судно плавно пошло вниз, как бы скользя по волне, и врезалось в вертикальную поверхность ее фронтальной части. Удара не почувствовали, волна просто плавно перекатилась через бак слоем воды толщиной больше двух метров. Волна была подобна одиночной водной горе с шириной около двух десятков метров, которая почти в лоб встретила случайно оказавшийся точно на ее пути танкер.
В 2001 году в южной части Атлантики на суда «Каледониан стар» и «Бремен» обрушились несколько 30-метровых волн, которые покалечили капитанские мостики и уничтожили навигационное оборудование.
В 2005 году лайнер «Norwegian Dawn» был атакован у побережья Северной Америки тремя огромными волнами, которые нанесли серьезные повреждения даже верхним палубам (это около 30 метров над уровнем моря, верхняя точка надстроек у этого судна находится примерно на 36 метрах).
По мнению экспертов, с 1968 по 1994 год волны-убийцы стали причиной гибели 22 супертанкеров (а это – не намного более уязвимые белоснежные «коробки из-под ботинок», заполненные тысячами не подготовленных к экстремальным ситуациям отдыхающих). Разногласия среди специалистов по многим из этих и других заметных катастроф (бесследные исчезновения небольших судов, яхт и прочей мелочи не в счет, их даже не рассматривают в данном контексте) недвусмысленно высвечивают общую особенность таких необъяснимых инцидентов: суда и корабли исчезли вместе со всеми экипажами, свидетелей не осталось.
Недавним крайне неприятным, чтобы не сказать больше, открытием для судостроителей и моряков стало окончательное осознание обескураживающего факта: все привычные представления о безопасности в ласковом солнечном море и о стопроцентной надежности грамотно (на основе даже самых последних достижений науки) спроектированных, построенных и правильно эксплуатируемых морских кораблей и судов – это не более чем фикция. Очень приятный и духоподъемный, но все-таки всего лишь миф. Рассуждения о том, что в конце концов теоретически никто не защищен и от прямого попадания метеорита, что даже небольшой такой камушек может стать фатальным для любого судна как-то не очень греют. Вероятность нападения волны-убийцы в сотни миллиардов раз больше, чем вероятность поражения небесным посланцем.
А окончательно, казалось бы, освоенные к всемогущему XXI веку океанские просторы и наша морская техника в чем-то походят всего лишь на просторный и безопасный, давно обжитой птичий двор, по которому неторопливо расхаживают его редкие обитатели. И на который, оказывается, кто-то довольно часто не глядя бросает кирпичи из-за высокого глухого забора. Понятно, что вероятность последствий для тех или иных обитателей не очень велика с бытовой ленивой точки зрения. Но живность, которая неожиданно пострадает, все равно как-то жалко.
Тем более - людей, которые окажутся в недобрый час на одном из таких вот кажущихся такими надежными современных пассажирских судах:
Или же волна-убийца с легкостью пробьет корпус, каким бы прочным его не старались сделать проектировщики (это не произойдет только с толстыми, как танковая броня, листами обшивки у ледоколов). До 100 тонн на квадратный метр (т.е. 10 атмосфер) – таково давление волны-убийцы на подвернувшиеся гордые творения человеческого разума.
Чтобы предметнее представить такую нагрузку: это примерно то же самое, что герметично закупоренный по-штормовому танкер или лайнер опустить на глубину примерно 100 с небольшим метров (катастрофические разрушения произойдут уже на 30…50 метрах – это же не подводные лодки со специально предусмотренными внутренними, так называемыми «прочными» корпусами).
Самые большие из обычно возможных штормовых 12-метровых волн – это около 6 тонн на кв. метр (0,6 атм, т.е. 6 метров водяного столба). Современные корабельные конструкции рассчитываются на максимально допустимые внешние воздействия не более примерно 15 тонн на квадратный метр (1,5 атм, 15 метров водяного столба).
Как наглядно демонстрируют случаи с несколькими чудом уцелевшими крупными грузовыми судами, 16…20-миллиметровая корпусная сталь обшивки и внутренние конструкции - это ничто для ударившей сбоку аномальной волны. Получается сквозная пробоина через оба борта, через которую спокойно может проехать автобус.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, из открытых источников
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.