Современное понятие «родовое поместье» весьма отличается от традиционного, принятого на Руси в прошлые века. Если раньше это было наследственное феодальное владение, то, стараниями современных литераторов, сегодня под родовым поместьем понимается то, что еще в советские времена назвали бы хутором, ведущим почти натуральное хозяйство. Хотя, на современный слух, «натуральное хозяйство» звучит, скорее положительно.
Современным понятием «родовое поместье» мы обязаны писателю Владимиру Мегре, ставшему широко известным после выхода его книг об Анастасии. Появилось множество последователей и даже, организаций, можно сказать, целое движение. Кто с этим не знаком, если интересно, может легко найти информацию в интернете.
Последователи Мегре, или, как их иногда называют анастасиевцы, а также все, кто воспринял эти идеи, понимают под родовым поместьем не форму наследственной собственности, как в царской России, а определенную форму организации и ведения хозяйства и правила жизни на своей земле. Основные принципы такие: площадь земельного участка не менее 1 гектара на семью, устройство посадок на этом гектаре по определенным правилам и технологиям, которые позволят получать высокие урожаи и обеспечить натуральными продуктами одну семью, воспитание своих детей таким образом, чтобы передать им хозяйство по наследству и они продолжали его вести, устройство защитных лесополос, водоемов и элементов ландшафта, создающих благоприятный микроклимат и многое другое.
Идея загородной жизни в своем доме, на своей земле, обеспечивающей натуральными продуктами, находит все больше сторонников, особенно на фоне ухудшения состояния окружающей среды и качества продуктов, а также той чудовищной цивилизации тотального контроля, которая ускоренно строится в крупных городах. Как и в любом модном общественном движении у родовых поместий есть свои фанаты, разные тетушки, которые молятся «Кедру-батюшке», но в целом, поселенцы родовых поместий люди здоровые и физически и психически, прагматики, реалисты, труженики, чем-то напоминающие староверов, романтики. Удивительно было узнать, что у этих трудолюбивых, нерелигиозных и безобидных людей есть оппоненты, остервенело набрасывающиеся на них, объявляя, чуть ли, не сектой.
Так или иначе, но в результате распространения идей Мегре под родовыми поместьями теперь понимается именно описанное им хозяйство и уклад жизни. Это понимание стало общим и для возникших вокруг этих идей общественных движений, и для отдельных людей, которые хотят уехать «на природу» и жить в своем доме на своей земле площадью не 6 соток, а гектар и больше.
Реже и в шутливом тоне, родовыми поместьями называют дачу или дом в деревне, полученные от родителей.
В последние годы в нашей Государственной думе некоторые депутаты пытались подать законопроект о «родовых усадьбах». Он содержал основные общепризнанные сегодня сторонниками родовых поместий, черты – площадь не менее 1 гектара, передача по наследству старшему сыну, запрет разделения и продажи, запрет обращения взыскания. Как мы писали в предыдущей статье, в терминологии законов царской России, такая усадьба, по сути, является видом «заповедного имения». Законопроект не был поддержан как противоречащий земельному, гражданскому кодексу и другим законам. Чему же тут удивляться. Человеческие, патриархальные нормы права, безусловно противоречат действующим законам, списанным с англосаксонских образцов, обслуживающих рыночную экономику, а не мифическое «народосбережение» и «сохранение рода». Сами подумайте, что получится, если будет нельзя обратить взыскание на имущество родовых поместий. А что же будут делать банки, коллекторы, арбитражные управляющие, приставы, специалисты по торгам по банкротству, оценщики, юристы и другие локомотивы нашей экономики?
Хотя, в последние два года на проблемы развития и официального признания родовых поместий обратил внимание ОНФ. Возможно закон о родовых поместьях, все-таки будет принят. Вопрос в том, как сместятся акценты в процессе прохождения закона. Люди, стремящиеся в родовые поместья, хотят быть подальше от городской цивилизации, государства, цифровизации и тому подобного, а государство, напротив, хочет видеть в родовых поместьях некие «сельские агломерации нового типа», а родовые поместья хозяйствующими субъектами, возможно самозанятыми, но тоже «новой нефтью». Посмотрим, что получится на выходе…
Пока же, на сегодняшний день, родового поместья (усадьбы) как организационно-правовой формы не существует, это некая принятая в обществе понятийная сущность… Поэтому, в следующей статье мы расскажем в каких организационно-правовых формах можно сегодня создать родовое поместье и построить свой дом.
Подписывайтесь на наш канал! Поддержите нас, кликнув на "Понравилось"
Предыдущая статья по этой теме:
Родовые поместья - свой дом и образ жизни