Найти тему
Синагога Петербурга

Жертвоприношения и поп-культура

Белла Слуцкин о видах жертвоприношений, их внутреннем смысле и источнике нашей морали

«Мы не будем особенно восхищаться идеями европейской культуры, потому что слово Всевышнего, переданное нам, в будущем возвысится и возвысит все живые культуры на уровень такой высоты, которую не может достичь человеческое суждение». «Игрот Рейя» («Письма рава Кука»).

Где источник нашей морали?

Живой обмен мнениями после публикации предыдущей статьи вернул меня к вопросу о релятивности морали. «Сад расходящихся тропок» Борхеса. На некоторых его тропках мы друзья, на некоторых враги, а кое-где не встречаемся и вовсе. Мораль не существует в отрыве от источника. Вопрос лишь один: кто источник?

Человеку дано многое. Например, понимание ограниченности своего понимания. Каждый из нас в Платоновой пещере. Мир ноуменов Иммануила Канта включает в себя всем известный моральный императив, сформулированный ранее Гилелем: «Не делай другим то, что ненавистно тебе». Разница огромна. Наивности Канта, считающего, что моральный императив - данность, как и звездное небо, противостоит зрелое понимание ограниченности, сформулированное Гилелем: «Это вся Тора». Моральный императив не врожден, но получен из Источника, который в еврейской парадигме абсолютен.

Мы восхищаемся современной европейской культурой, принимая за абсолютное добро то, что еще вчера не считалось добродетелью. И наоборот. Придет ли сегодня кому-нибудь в голову бросать больных младенцев в клетки с хищниками, как делали в Перикловых Афинах - источнике европейской культуры?

Жертвоприношения в Храме вызывают у современного человека в разной степени отрицательные эмоции: от непонимания до отвращения. Это совершенно закономерно. Рав Кук пишет о потери естественной чувствительности: «Нельзя нам думать, что в основе жертвоприношении - грубая идея материального служения. В ней есть священная внутренняя естественность. И невозможно ей проявиться во всей своей красоте, но только через открытие света Творца Своему народу» («Игрот Рейя»). Сходным образом писал о жертвоприношении Рамбан. Службу в Храме он считал выражением единства мира.

Поп-культура приучила человека к ложной, на мой взгляд, идее: «Что легкодоступно, то и добродетель». От отвратительно пошлого искусства, воздействующего на самые низкие человеческие чувства, дешевой бульварной литературы до плоского восприятия добра и зла: «Кто слабее, тот и прав».

В отличие от европейской культуры, вынужденной как маятник метаться от одной крайности к другой, у нас в руках истина, переданная нам Творцом. И нам ее следует постигать. По возможности, шаг за шагом. Это приучает к скромности. Я - не источник ни истины, ни морали. «Если я для себя, то кто я?». Всего лишь новая форма идолопоклонства: поклонение не звездам и не камню, а самому себе.

Виды жертвоприношений и почему в двух главах они изложены в разном порядке

Две главы подряд Тора посвящает жертвоприношениям. Глава «Ваикра»: («Поговори с сынами Израилевыми»). Глава «Цав»: «Заповедуй Аарону и сынам его следующее...»

Обе главы рассматривают одну и ту же заповедь с разных сторон. «Ваикра» обращается к простому человеку, для которого, по мнению Рамбама, жертвоприношение было привычным делом, а по, мнению рава Кука, естественным. Глава «Цав» обращена к коэнам. К тем, для кого жертвоприношения были работой. Раши поясняет, что слово «заповедуй» предполагает расторопность и точность.

Поэтому о жертвоприношениях в двух главах говорится в разном порядке:

В главе «Ваикра»: Ола (всесожжение), Минха (хлебная), Шламим (мирная), Хатат (повинная), Ашам (грехоочистительная).

Сначала идут жертвоприношения, посредством которых человек приближается к Всевышнему, хочет декларировать Его существование и поблагодарить Его. А лишь в конце - жертвы, искупающие грех.

Изначально человек не грешен: «Б-г мой, душа, которую Ты мне дал - чиста», - говорим мы каждое утро.

Но если так случилось, что он оступился, есть возможность вернуться. Да и не возможность, а обязанность.

В главе «Цав» порядок иной: Ола (всесожжение), Минха (хлебная), Хатат (повинная), Ашам (грехоочистительная), Шламим (мирная).

Когда Тора обращается к коэнам, она выстраивает жертвоприношения по степени святости.

В отличие от других жертв, жертву Шламим ели все. «Ел» ее и жертвенник (часть сжигалась на нем), и коэн, и хозяин жертвы. И поэтому она в конце. Чтобы стать достойным вкушать от жертвы, надо сначала очиститься и принести Хатат и Ашам.

Идея кризиса и его преодоления заложена еще в главе Берешит: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю», а потом сразу же: «Земля была хаос». Но: «И сказал Всевышний: да будет свет».

Есть потребность у сотворенного обратиться к Творцу: это «Ваикра». Но есть и правила, по которым это следует делать: это глава «Цав».

В мире Творца нет отходов

Интересно, что глава посвященная, казалось бы, ритуалу, говорит об эмпатии. Грехоочистительные жертвы зарезались на том же месте, что и «Ола»: к северу от жертвенника. И знаете почему? Чтобы согрешившего человека не позорить: пусть увидит сосед и подумает, что это «Ола». Никто, кроме меня, коэна и Творца не должен знать. Это личное.

Первая заповедь главы «Цав» - о пепле. Всю ночь огонь горит на жертвеннике. Ему нельзя гаснуть. А утром коэн должен собрать пепел с жертвенника. Спуститься вниз, сложить его, а затем вынести за пределы Храма.

Рав Кук объясняет, что в жертву возносилось все. Включая отходы и побочные продукты. Пепел - это то, что осталось от жертвы, но и он требует особого отношения. Ничто в нашем существовании не бессмысленно, даже отходы. Коэн занят тяжелой, грязной, физической работой. Носить Пепел вперемешку с жиром - это тоже часть жертвоприношения. И это тоже священно. В мире Творца нет отходов.

Но перед тем как выносить пепел, коэн должен поменять одежду на более скромную. Так коэн борется с гордыней. Тот, который только что возвращал души в их источник, теперь с выцветшей старой одежде носит тонны грязного пепла с жиром.

Когда жертвоприношения станут не нужны?

Вот это и есть важный принцип иудаизма: «Дерех эрец кадма леТора» («Поведение по отношению к другим людям и миру предшествует Торе»).

Прежде чем исполнять заповедь, обдумай, какие хорошие качества она может развить и какие плохие усилить. И предприми меры.

«Только когда человеческая жестокость существенно сократится и мы вернемся в состояние как до Потопа, когда нельзя было есть мясо, придет время отменять жертвоприношение. Это должен будет постановить большой Суд. Делать это раньше времени - это искажение правильного порядка». «Игрот Рейя» («Письма рава Кука»).

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.