Найти тему

Я скрытный ребёнок или как поговорить со своими детьми?

Вопрос: Мама каждый день спрашивает, как у меня дела в школе, я говорю, что нормально. Она обижается, что я скрытный. Что посоветуете делать?

Как часто можно услышать от родителей фразы по типу: «Он совершенно со мной ничем не делится», «Моя девочка вся в себе», «Когда я спрашиваю как дела, он (или она) отвечает, что всё нормально и больше ничего. Почему мой ребёнок не хочет общаться со мной?» и ещё многие и многие похожие. Наверное, также часто, как и фразы подростков наподобие: «Мои родители всё время пытаются управлять мной», «Меня спрашивают, я отвечаю, а они не довольны», «Я не понимаю, что вообще от меня нужно».

Странное получается дело – два очень близких и родных человека (родитель и ребёнок) не могут выстроить диалог. Давайте разберёмся.

Для начала, обратим внимание на само понятие диалога. Диалог – это процесс, в котором участвуют две стороны (как минимум две). И, соответственно, то, что происходит или не происходит в диалоге – это результат работы обеих сторон.

Родители, посудите сами, что же такое случилось, что ваш ребёнок – ваша плоть и кровь – человек, которого вы любите и желаете ему только добра, не хочет идти с вами на контакт? Может, он не чувствует себя значимым, не ощущает, что его мнение, чувства, видение ситуации, его опыт также важны, как и ваши? Что его готовы выслушать и хотя бы попытаться понять, а не просто кинуть фразу типа: «Ты ещё маленький, ты не понимаешь».

Подростки, вы правда считаете, что ваши родители – это бездушные ужасные монстры, которые только и хотят во всём вас контролировать и ни в коем случае не давать вам спокойно жить? Вы серьёзно думаете, что у них нет тех же самых чувств и переживаний, как у вас самих? Может, вы уверены, что с возрастом чувствовалка отмирает, и люди перестают испытывать страх, боль, интерес, обиду, любовь, радость?

Нет, конечно, нет. Чувствовалка не только не отмирает, но порой становится даже больше и ранимее. Родители действительно желают добра своим детям и у них действительно есть огромный опыт и, конечно, они хотят, чтобы ваша жизнь была лучше, чем их; чтобы вы были счастливее, радостнее, успешнее.

Как же выстроить диалог между двумя прекрасными созданиями – подростком и его родителем? Как хотя бы начать делать это?

Скажу сразу, не существует 100% готовых решений. Именно поэтому с таким запросом часто обращаются к психологу (как подростки, так и их родители). И всё же есть то, что сможет сделать ваше общение действительно диалогом:

1. Выделите на это время (от 10 до 20 минут). Это время, которое отведено для диалога и только для диалога. Выделенное время должно быть согласовано и устраивать обе стороны.

2. Возьмите часы или секундомер. Очень важно, чтобы каждому было отведено равное количество времени.

3. Решите, кто будет говорить первым – первые 5 минут.

4. Тот кто начинает – включите секундомер и начните говорить. ОЧЕНЬ ВАЖНО ГОВОРИТЬ О СЕБЕ: о своих чувствах, своих переживаниях и ощущениях. Не нужно никаких: «Ты не права», «Ты делаешь неправильно», «Ты поступаешь глупо» и т.д. Скажите лучше: «Мне не нравится», «Я расстраиваюсь», «Когда это происходит, мне страшно». У вас есть 5 минут. Вторая сторона – слушайте. Слушайте внимательно, не отвлекаясь, не перебивая, не встревая, не вставляя комментарии. Помните, у вас будет своё время, в которое вас также будут слушать.

5. По прошествии 5 минут, говорящий замолкает (ни в коем случае не затягивайте время) , и слово переходит ко второму участнику диалога. Также 5 минут, также про себя, и слушатель также не перебивает, не встревает, не отвлекается.

6. Потом, по обоюдному желанию, можно сделать ещё один цикл по 5 минут.

7. Если кому-то из участников диалога понадобилось менее 5 минут, то не нужно заканчивать раньше. Оставшееся время можно просто помолчать – помните , это ваше или его (её) время. Не отнимайте чужое.

Хочу сразу предостеречь вас от некоторых ошибок, которые могут свести не только всё на нет, но и усугубить ситуацию:

1. Будьте готовы услышать что-то, что вам не понравится : знайте, это и есть близость, готовность делиться и принимать не только приятное, но и неприятное.

2. Уважайте мнение и видение того, с кем говорите. Вы можете быть не согласны, вам может это не нравиться, но сейчас этот человек считает именно так. Не перебивайте его, и тогда, скорее всего, он (или она) объяснит, почему сейчас именно так.

3. Когда разговор окончен – вышло время у обоих – и вторая сторона не хочет продолжать диалог (делать ещё два цикла по 5 минут) – не настаивайте, не догоняйте и не кричите в след какое-нибудь «последнее слово» это может разрушить и без того тонкий мостик.

4. Оба следуйте пунктам от 1 до 7. Даже если вам кажется, что это слишком роботически. Именно обоюдное следование этим пунктам делает вас равными.

5. Не рассчитывайте на мгновенный результат – любые изменения требуют времени.

И напоследок, хочу развеять один из мифов про детско-родительское взаимодействие. Считается, что выстраивать диалог больше хотят именно родители и более того, что они должны это делать. Это, друзья, глубокая неправда! Дети не меньше, а иногда и значительно больше, хотят быть со своими родителями на равных, хотят чтобы их понимали, поддерживали и готовы поддержать своих родителей. А потому, не бойтесь предложить технику, описанную в этой статье своей маме, своему папе, своим близким и друзьям.

Делайте такую штуку хотя бы 2-3 раза в неделю, и вы заметите как выгодно именно для вас изменятся ваши отношения.

Приятного общения и помните, что диалог – это прежде всего желание слушать, слышать и понимать друг друга!