Они, каждый — воплощение своей страны, эпохи и одновременно нечто отличное от нее. Запросто могут затянуть любопытного туриста в свою атмосферу до такой степени, что он останется здесь жить. Будь то местный или иностранец, не только и не столько для заработка, просто поддавшись эмоциям, превратить свою жизнь в череду открытий.
Чтобы иметь возможность бродить вдоль улиц и зданий- хранилищ памяти о невероятных событиях, биографиях исторических персонажей и литературных героях, выходить на площади и проспекты, заполненные толпой, на набережные, чтоб смотреть проходящие мимо суда.
На самом деле местному бродить и смотреть некогда, но глядя впервые на ампир, окруженный пестрой толпой, бытовое кажется вторичным и несущественым. Длинные автомобильные набережные или многоуровневые развязки городских магистралей ведут из дворцового центра через спальные районы высоток на промышленные окраины или к аэропорту. И вдруг выбегают прямо на берег моря, где с одной стороны горизонта закатное солнце, с другой над силуэтами огромных судов растет лес портовых кранов, а вдоль дороги дачные пригороды снова сменяются высотными новостройками, какими-то парками, рощами, заводами, снова домами...
Чайки, вечное движение судов на воде, тоннели под водой, мосты над водой, невероятные музеи всего и вся, толпы разноязыких туристов в центре и тысячи приезжих гастарбайтеров на окраинах.
Они как инь и янь - неимоверно различны и бесконечно похожи своей исторической судьбой и тысячами мелких деталей. Петербург - молодой и блестящий центр империи, построенный по единому плану над свинцово-серой водой Невы. Стамбул - древний, как история, уходящий корнями в зарю античности, успел побывать центром трех крупнейших империй своего времени, но строился чаще стихийно над мрамарно-голубым течением Босфора. Они потеряли столичный статус почти одновременно, с падением империй, которые олицетворяли. Остались фантомные боли.
Неповторимый и узнаваемый силуэт городского центра, на первый взгляд кажется, что в этих городах он совсем различен по природе своей архитектуры. И вдруг находятся постройки, которые будто ребенок ножницами вырезал из одного города и вклеил в другой, а заходя внутрь храмов понимаешь, что это строилось по одним лекалам. Даже целые улицы, на которых не отвязаться от ощущения, что перенесся на другие берега, стоит зайти на «Апрашку» или прогуляться по Истикляль.
Они построены между Западом и Востоком, не являясь полностью тем или другим. Тянутся к европейской культуре, которая слишком мала, чтобы наполнить собой такие объемы востока и всегда боится быть поглощенной неловким движением. Водный простор, в который город обращен своими окнами. Вода выходит из центра города за горизонт, в другие страны и во все концы империи! Холодной северной империи, лежащей на двух континентах. Жаркой южной империи, лежащей на двух континентах.
Огромный военно-морской музей с пушками, якорями, макетами кораблей и настоящей разъездной лодкой правителя империи. Этот город стал новой столицей сухопутной державы и сделал ее морской. Парады с оркестрами по праздникам и шоу бродячих артистов на соседней улице. Тусовки неформалов и уличные музыканты со всего света, но больше местные, с непонятными для иностранца жанрами, звучанием и текстами, доводящими до слез особо впечатлительных прохожих. Императорский дворец, превращенный в художественный музей с экспозициями предметов искусства и археологических артефактов всех эпох и цивилизаций. Храмы и дворцы аристократии 19-го века парадными рядами заняли берег и соревнуются архитектурой и лепниной перед проходящими кораблями. Из-под них новое богатство выпирает свои небоскребы поверх древней истории. У городских пристаней рыбаки тоже соревнуются, в ловле местной мелкой рыбешки, только здесь известной и невероятно почитаемой.
И сотни других деталей, которые по отдельности могут быть где угодно, но больше нигде в таком сочетании и количестве, только в этих двух городах.