Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Почему мы повсюду видим лица

В новом цикле Проекции автор, художник и куратор фестиваля "КосМост" Анастасия Беспалова расскажет самые важные вещи о самом важном жанре фотографии – портрете.
Вы читаете второй выпуск, посвящённый тому, как наши инстинкты влияют на то, как мы смотрим на мир и как мы иногда пугаемся простых вещей.
Посмотрите первый выпуск, чтобы узнать: как развивалась портретная фотография и к чему пришла, почему мы везде видим лица и зачем мы делаем сэлфи? Что такое человеческое лицо как данные для компьютера?

Человек — в первую очередь социальное существо, а значит имеет ряд врожденных инстинктов, которые нацелены на взаимодействие с другими людьми. Однако часто бывает так, что мы видим Другого там, где его нет.

#iseefaces
#iseefaces

Наш глаз — это зрительный аппарат, использующий конкретную механику. Сетчатка передает сигналы в мозг, но оптические условия не всегда идеальны, и мозгу часто необходимо дополнить сигнал на основании прошлого опыта.

Shinseungback Kimyonghun, Cloud Face (selected image), 2012.
Видите лицо?
Shinseungback Kimyonghun, Cloud Face (selected image), 2012. Видите лицо?

Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде изучал воздействие воображения на восприятие и пришел к выводу, что наша склонность распознавать лица в неодушевленных объектах — парейдолия — объясняется такой коррекцией.

Это слово происходит от греческих слов para — рядом, около, и eidolon — изображение. Феномен парейдолии проявляется в том, как мы вычленяем знакомые нам образы из визуальной среды.

Алгоритм проекта DeepFace сравнивает две фотографии и определяет сходство почти с такой же точностью, как человек
Алгоритм проекта DeepFace сравнивает две фотографии и определяет сходство почти с такой же точностью, как человек

Наш мозг определяет объект, опираясь на наш визуальный опыт и ожидания того, что мы предполагаем увидеть. Это помогает составить общую картину даже при плохой видимости. Но, с другой стороны, это делает наш взгляд субъективным, что поднимает большой моральный вопрос — можем ли мы верить своим глазам, или же мы видим то, что хотим видеть.

Почему мы везде видим именно лица?

В ходе эволюции наш мозг выработал механизм, позволяющий с первого взгляда распознавать важные характеристики человека — его пол, эмоции, настрой и тд. Это необходимо для выживания — мы все время окружены людьми и должны уметь предугадывать, чего от них можно ожидать. И гораздо безопаснее увидеть в узоре трещин лицо и ошибиться, чем пропустить охотника, который спрятался в кустах.

Сегодня эта способность находит свое применение в компьютерных системах. Система распознавания лиц в Фейсбуке, а также в цифровых фотоаппаратах, имитирует явление парейдолии.

Shinseungback Kimyonghun, Cloud Face (installation view), 2012
Shinseungback Kimyonghun, Cloud Face (installation view), 2012

Привлекает этот феномен и художников. Например, арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun в проекте Cloud Face представили специальный скрипт, который использует библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Скрипт выявлял и фотографировал в небе человеческие лица.

В другом проекте, Nonfacial Portrait, художники поставили перед собой цель создать живописные портреты, которые система не смогла бы опознать.

Shinseungback Kimyonghun, Nonfacial Portrait, 2018
Shinseungback Kimyonghun, Nonfacial Portrait, 2018

Это свойство нашего восприятия широко используется также и в коммерческих целях при помощи промышленного дизайна. Выгода такого подхода стала очевидной после успешного эксперимента компании Coca Cola, когда в 1915 г. они придали бутылке женственные очертания. Выяснилось, что антропоморфные характеристики делают продукт более привлекательным для покупателей.

Бутылка Coca Cola, дизайн 1915 г. Фото: qz.com
Бутылка Coca Cola, дизайн 1915 г. Фото: qz.com

Подобный прием широко используют и автомобильные компании — придавая машинам более агрессивный и наоборот, добродушный вид, компании ориентируются на разные классы покупателей.

Эффект “зловещей долины”
Эффект “зловещей долины”

Однако чрезмерная реалистичность может сыграть злую шутку. Антропоморфные объекты кажутся нам милыми и привлекательными лишь до определенного предела, а если перейти черту, возникает так называемый “эффект зловещей долины”. Этот психологический феномен был выявлен в 1978 году японским учёным Масахиро Мори, который исследовал эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Оказалось, что наиболее человекоподобные роботы неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство страха. Есть теория, что это связано с деятельностью зеркальных нейронов, отвечающих за лицевую мимикрию — копирование выражения лица другого человека. Несоответствие ожиданий реальности вызывает ошибку и выраженное чувство дискомфорта.

Некоммерческая художественная студия Late Night Work Club и аниматор Кирстен Липор в проекте Strangers испытывают эти границы на прочность. Используя избирательную детализацию и Creepy Cute & Scary Soothing эстетику, усиленные анимацией, художники вызывают у зрителя эффект пугающей неловкости, который сложно обозначить.

Текст: Анастасия Беспалова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц