В новом цикле Проекции автор, художник и куратор фестиваля "КосМост" Анастасия Беспалова расскажет самые важные вещи о самом важном жанре фотографии – портрете.
Вы читаете второй выпуск, посвящённый тому, как наши инстинкты влияют на то, как мы смотрим на мир и как мы иногда пугаемся простых вещей.
Посмотрите первый выпуск, чтобы узнать: как развивалась портретная фотография и к чему пришла, почему мы везде видим лица и зачем мы делаем сэлфи? Что такое человеческое лицо как данные для компьютера?
Человек — в первую очередь социальное существо, а значит имеет ряд врожденных инстинктов, которые нацелены на взаимодействие с другими людьми. Однако часто бывает так, что мы видим Другого там, где его нет.
Наш глаз — это зрительный аппарат, использующий конкретную механику. Сетчатка передает сигналы в мозг, но оптические условия не всегда идеальны, и мозгу часто необходимо дополнить сигнал на основании прошлого опыта.
Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде изучал воздействие воображения на восприятие и пришел к выводу, что наша склонность распознавать лица в неодушевленных объектах — парейдолия — объясняется такой коррекцией.
Это слово происходит от греческих слов para — рядом, около, и eidolon — изображение. Феномен парейдолии проявляется в том, как мы вычленяем знакомые нам образы из визуальной среды.
Наш мозг определяет объект, опираясь на наш визуальный опыт и ожидания того, что мы предполагаем увидеть. Это помогает составить общую картину даже при плохой видимости. Но, с другой стороны, это делает наш взгляд субъективным, что поднимает большой моральный вопрос — можем ли мы верить своим глазам, или же мы видим то, что хотим видеть.
Почему мы везде видим именно лица?
В ходе эволюции наш мозг выработал механизм, позволяющий с первого взгляда распознавать важные характеристики человека — его пол, эмоции, настрой и тд. Это необходимо для выживания — мы все время окружены людьми и должны уметь предугадывать, чего от них можно ожидать. И гораздо безопаснее увидеть в узоре трещин лицо и ошибиться, чем пропустить охотника, который спрятался в кустах.
Сегодня эта способность находит свое применение в компьютерных системах. Система распознавания лиц в Фейсбуке, а также в цифровых фотоаппаратах, имитирует явление парейдолии.
Привлекает этот феномен и художников. Например, арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun в проекте Cloud Face представили специальный скрипт, который использует библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Скрипт выявлял и фотографировал в небе человеческие лица.
В другом проекте, Nonfacial Portrait, художники поставили перед собой цель создать живописные портреты, которые система не смогла бы опознать.
Это свойство нашего восприятия широко используется также и в коммерческих целях при помощи промышленного дизайна. Выгода такого подхода стала очевидной после успешного эксперимента компании Coca Cola, когда в 1915 г. они придали бутылке женственные очертания. Выяснилось, что антропоморфные характеристики делают продукт более привлекательным для покупателей.
Подобный прием широко используют и автомобильные компании — придавая машинам более агрессивный и наоборот, добродушный вид, компании ориентируются на разные классы покупателей.
Однако чрезмерная реалистичность может сыграть злую шутку. Антропоморфные объекты кажутся нам милыми и привлекательными лишь до определенного предела, а если перейти черту, возникает так называемый “эффект зловещей долины”. Этот психологический феномен был выявлен в 1978 году японским учёным Масахиро Мори, который исследовал эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Оказалось, что наиболее человекоподобные роботы неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство страха. Есть теория, что это связано с деятельностью зеркальных нейронов, отвечающих за лицевую мимикрию — копирование выражения лица другого человека. Несоответствие ожиданий реальности вызывает ошибку и выраженное чувство дискомфорта.
Некоммерческая художественная студия Late Night Work Club и аниматор Кирстен Липор в проекте Strangers испытывают эти границы на прочность. Используя избирательную детализацию и Creepy Cute & Scary Soothing эстетику, усиленные анимацией, художники вызывают у зрителя эффект пугающей неловкости, который сложно обозначить.
Текст: Анастасия Беспалова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.