Найти тему
Konstantin Artemev

Как участковый в одиночку две банды задержал

(быль из лихих 1990-х)

Эту историю мне рассказал отставной прокурор. И уверял, что в девяностые в наших краях и не такое бывало.

Итак, середина 1990-х. Город Оренбург. Частный сектор практически в центре.

На тихом перекрёстке сошлись на «стрелке» две бригады.

Картина маслом. Нос к носу стоят несколько машин. С одной стороны – три вишнёвые девятки. С другой – пара девяток и навороченная Нива. А между ними идёт разборка.

Базар жёсткий. Крик, распальцовка. Наскакивают друг на друга, Никто не сдаётся. Но пушки не вынимают. Понимают, как только вынут, так уже никуда не деться. Надо палить.

Всё происходит днём, на виду, не стесняясь. А кого стесняться, если улица непроезжая, тупиковая? Зато прямо рядом – центральный в городе проспект Победы, на который можно легко выскочить и уйти, в случае чего. А прохожие и так разбегаются, когда видят такую разборку.

Крики, наезды, эмоции. Никто не заметил, как сзади к машинам тихонько подошёл скромный мужичок. Простой прохожий в штатском. Братва выясняет отношения у передней части машин, а на заднюю никто внимания не обращает.

Высмотрел он что-то у заднего колеса. Пакет. Поднял. А в нём - укороченный «Калашников» с запасными рожками.

Вынул мужичок автомат из пакета, передёрнул затвор, да и дал очередь поверх голов спорщиков.

Те разом стихли. А он им:

- Руки в гору. Носом вниз. Всем на землю, а то разбираться не стану, всех положу.

А у «братков» если и есть оружие, то не в руках. Они ж его пока не вынимали.

Один из бригадиров, не глядя, прохрипел:

- Ты кто?

- Старший лейтенант… - говорит мужичок. И фамилию называет. – Всем – на землю, сейчас наряд прибудет, разберёмся.

Посмотрели «братки» друг на друга. И легли.

И лежали ещё минут двадцать, пока наряд не прибыл. А старлей проводил с ними воспитательную работу.

Он, оказывается, был здешним участковым. Увидел разборку, испугался, что сейчас стрельба начнётся. Зашёл в ближайший дом с телефоном, вызвал подкрепление. И пошёл к бандитам наудачу. Вот тут и обнаружил запрятанный под задним колесом пакет с АК-47, взятым одной стороной, как последний аргумент.

Потом уже в отделении, когда остался один на один с бригадиром, старлей спросил того, почему всё-таки легли? Ведь оружие-то было.

- А мы и не хотели волыны доставать, - признался тот. – Ждали, кто первый остановится. Вот ты и подвернулся. Пусть в ментовку попали, зато все живы.

Мог бы участковый пройти мимо. Или просто не встревать. Но рискнул. И сохранил жизни не только браткам, но и местным жителям, которые могли случайно попасть под шальную пулю.

Мне эта история поначалу показалась нереальной. Трудно было представить себе, что милиционер в штатском будет так рисковать. Чего ради?

- Ну, вообще-то, - улыбнулся прокурор, - этот участковый в восьмидесятых Афган прошёл на срочной. Так что боевой опыт у него был. А потом его к награде представили. Повысили в звании. Он служил и после девяностых. Сам подумай, куда нам без таких отчаянных?