Силовой тренинг является способом укрепить здоровье или путём к его разрушению?
Бери больше, кидай дальше!
Древняя мудрость суровых викингов.
Восходящая звезда фитнес-индустрии
Крутые мужики в залах машут шашками и меряются толщиной грифа. Для этого туда и ходят. Сакральный вопрос на все времена: «Сколько жмёшь, чувак?» периодически заменяется на «Сколько весишь?», ибо мужчина начинается после 80 кг живого веса и 100 кг в жиме от груди. Я всегда с изрядной долей иронии относился к этим мерилам мужественности, потому что имел свои: для меня «абсолютная беспощадность по отношению к самому себе» реализовывалась на бойцовском ринге, который не раз веско обосновывал народную мысль о большом шкафе, что падает громче остальных.
Но гормональный фон рано или поздно приходит в норму, а с этим уходит и желание демонстрировать всем и всям свою брутальную мужественность. Тренировки меняют свой приоритет. На смену человеку-рекордсмену приходит человек-реалист. Быть «самым» уже не мотивирует. Достаточно быть просто красавчиком.
Вот тут и оказывается востребованным тот самый загадочный «фитнес», который ещё недавно назывался физкультурой. У меня почему-то слово «физкультура» ассоциируется с тощими лыжниками в шапочках, напоминающих петушиные гребешки, а «фитнес» — с рафинированными мальчиками, носителями слабой нервной системы. Но, вообще, хрен редьки не слаще.
На самом деле, в страшном для слуха русского патриота заморском слове «фитнес» нет никакого намёка на сексуальную ориентацию. Это — та же самая физкультура, то есть организация двигательной деятельности человека, ориентированная на здоровье. И если перспектива химичить ради объёмов и ворочать железяки, не считаясь с возможностями организма, радует довольно немногочисленную аудиторию, то здоровье нужно всем. Поэтому фитнес рулит.
Вестник ЗОЖ
Физкультура ради здоровья для многих начинается тогда, когда от здоровья не остаётся и следа. Но, вообще-то, должна начинаться пока есть, что терять. Здесь очень важно понять, что такое здоровье. Здоровье — это хорошее самочувствие. За здоровьем бегают пенсионеры по «аллее здоровья», а молодёжь ходит в спортзал за энергией и силой — потому что они и являются критериями здоровья. Последний вариант мне больше по душе, хотя пробежкам по парку он никак не противоречит. Просто силовые упражнения здоровью могут дать куда больше, чем ни к чему не обязывающая аэробика.
Хорошее самочувствие держится на перекладине анаболического равновесия. Хотите, чтобы ваш организм обновлялся и запасал энергию, — стимулируйте анаболические процессы. Сделать это с помощью силовой гимнастики проще всего. Она даёт напряжение, без которого нет гормонального отклика. Однако важно подавать это напряжение в строго дозированной и индивидуально подобранной форме. Анаболические гормоны «зализывают» раны организма, заставляя его расти, а значит и молодеть. Но если «брать больше и кидать дальше», то легко застрять в катаболической фазе, и тогда вашими верными друзьями станут усталость, бессонница и дурное настроение. Так что, если вашей целью является хорошее самочувствие, то не спешите гнаться за результатами.
Психофизиология натурального мазохизма
Казалось бы, что может быть более противоестественным, чем получать кайф от напрягов? Но не всё так просто. Мы эволюционировали, как существа, выживание которых тесно связано с необходимостью много и напряжённо двигаться. А эта нужда противоречит фундаментальному механизму экономии энергии, известному всему человечеству в форме банальной лени. Посему понадобился компенсаторный инструмент, способный побудить неразумное млекопитающее оторвать свою задницу от насиженного гнезда и переться за тридевять земель искать своё счастье. Так возник эффект мышечной радости.
Мышечная радость известна всем опытным спортсменам. Именно она заставляет зависимого от упражнений беднягу с трепетом ожидать очередной тренировки (это как свидание. Только со штангой и гирями). Удивительно: человек может работать в отказ, багроветь от напряжения, испытывать боль в мышцах, но при этом получать самый настоящий КАЙФ! А дело всё в эндорфинах, которые начинают активно вырабатываться в ответ на нагрузку, чтобы скрасить наше не слишком привлекательное бытие. Кстати, при нырянии в прорубь происходит нечто подобное: стресс + эндорфины, чтоб не так неприятно было подыхать.
Однако на мышечной радости все прелести этой «натуральной наркомании» не заканчиваются. Известен ещё механизм посттренировочной эйфории, который я связываю с циклическими выбросами анаболических гормонов и гормонов удовольствия, происходящими уже после нагрузки на протяжении 24 часов, когда начинается раскручиваться маховик суперкомпенсации. Этот эффект наблюдается куда реже мышечной радости и связан с удачно выверенной системой «нагрузка-восстановление», позволяющей максимизировать анаболические процессы, чего удаётся достичь далеко не всегда, в виду наличия большого количества сложно предсказуемых параметров.
Посттренировочная эйфория, по всей видимости, так же опирается на физиологическое действие эндорфинов, но переживается спустя часы после завершения интенсивной тренировки, как правило, на следующий день. По переживаниям она сравнима с краткосрочным действием малой дозы алкоголя, когда тело томится в приятной неге естественной релаксации, а восприятие картины мира в качестве неотъемлемого компонента имеет ощущение полного благополучия (Жизнь удалась!).
Если вы заново открываете для себя мир физической культуры с целью укрепить здоровье и развить свою энергичность, то стимулирование анаболических процессов, а вместе с ними открытие феноменов мышечной радости и посттренировочной эйфории станут вашими ближайшими задачами. Смелее за дело, и пусть вас как следует вштырит!
Рудияр
Статьи по теме:
Четыре закона высокой энергичности
Что заставляет мужчин браться за железо?
Медитация и силовой тренинг в рамках одной практики