В первой главе описывалось отношение историков к альтернативной истории, как к баловству, здесь я опишу события, которые привели к кардинальной перемене взглядов.
История не имеет сослагательного наклонения. А если бы имела? Человечество на своем долгом пути сделало немало ошибок и наломало немало дров. Возможно, прогнозирование истории, базируясь на прошлом, поможет избежать ошибок в будущем.
При альтернативном моделировании (или прогнозировании) за основу берутся варианты истории, которые могли произойти в реальности.
Еще один вариант моделирования - контрфактическое, не допускающее развитие какого-либо события в принципе. Попытка реализации по объективным причинам может быть невозможной.
Казалось бы, если событие не может произойти, зачем тратить время на попытку его исследования?
Прежде стоит немного отступить от прогнозирования, и рассмотреть проблемы альтернативной истории. Одна из проблем включает в себя отличие вероятного исхода события от нереального. Сюда как раз и можно отнести подтасовку фактов под вариант развития событий, который угоден автору исследования.
Вторая проблема - моделирование ситуации должно содержать цепь событий, связанных между собой причинно-следственной связью. Альтернативная версия развития событий должна следовать из условного допущения, а не потому, что так хочется автору.
Вернемся к контрфактическому прогнозированию. Примером подобного моделирования может служить исследование американского экономиста Роберта Фогеля, опубликованное в 1964 году "Америка 19 века без железных дорог" Объективных причин, мешавших строить железные дороги, у американцев не было и нет никаких объективных данных о том, что вместо железных дорог планировалось строить пароходы и дилижансы.
До выхода данной работы, считалось, что строительство железных дорог в 19 веке дало мощный импульсу экономическому развитию Америки. Роберт Фогель при помощи математических расчетов построил модель развития США, где основным средством передвижения остались пароходы и дилижансы.
Результаты расчетов были ошеломительны - реальный вклад железных дорог в развитие экономики США оказался ничтожен, а спрос на железнодорожное строительство был искусственно спровоцирован. В данной модели орудием послужил сухой язык цифр, а не творческие способности автора
Следующая работа Роберта Фогеля - "Время на кресте. Экономика американского рабовладения", выпущенная в 1974 году, убедительно доказывала, что рабство на описываемый момент времени не изжило себя, как считалось ранее, а вполне могло быть рентабельным до середины 20го века.
Книга "Без согласия или контракта: взлет и падение рабства в Америке" ясно дала понять, что отмена рабства была вызвана идеологическими причинами, а не экономическими. В 1993 г. за свои исследования Роберт Фогель был удостоен Нобелевской премии по экономике.
Такой подход к работе в корне изменил взгляды научного сообщества на альтернативную историю
История приняла под свое крыло прогнозирование. Построение моделей альтернативной истории стало считаться допустимым научным методом для других направлений исторической науки.