Испортилось настроение? Почему бы не навестить магазин одежды и не подарить себе милое платьишко… Если вы каждый раз при унынии обзаводитесь новой вещью, которую потом на целые годы прячете в шкаф, у вас омниомания.
Навязчивое стремление к покупкам, называемое шопоголизмом или омниоманией, часто определяют, как поведенческую зависимость. Искажённые потребительские привычки по магазинам ходят не одни, прихватывая с собой тревогу, депрессию, склонность к перееданию, низкую самооценку и перепады настроения.
Также риск совершать неконтролируемые покупки повышается у людей, отдающих предпочтение никотину, алкоголю и наркотическим веществам. Если у человека имеется психиатрический диагноз, вероятность навязчивых (компульсивных) покупок тоже растёт.
Желание заняться шопингом появляется в ответ на плохое состояние. Если угнетённое настроение посещает человека часто, то и приобретение ненужных вещей становится постоянным событием, лишая бюджет возможности решать актуальные проблемы.
Увлёкшись шопингом, человек не сразу замечает, что ужался в средствах, а когда видит это, способен влезть в бесконечные долги. Это могут быть кредиты, займы у знакомых, которые никогда не будут возвращены. Вследствие чего люди, погрязшие в омниомании, бывают вынуждены переезжать в другой город или менять место работы.
Из-за шопоголизма нарушаются отношения в семье. Чаще всего от навязчивых покупок страдают женщины. Их супруги не разделяют порывов жены растащить семейный бюджет на яркие, но бесполезные кусочки. Но, упрекая суженую в том, что она растратчица, мужья не понимают, что своим давлением могут спровоцировать грандиозную закупку.
Если вы заметили у своих близких неразумную тягу к приобретению вещей, укажите связь их поведения с плохим настроением, опишите возможные последствия и посоветуйте обратиться к психологу, который поможет разобраться с покупательской зависимостью.
Такая зависимость всегда будет вести человека по коварному кругу. Думая, что избавится от меланхолии, он покупает коллекционную фигурку. Получает маленькую радость в процессе выбора, ожидания и приобретения. Фигурка ставится на полку… и больше не радует. Появляется неудовлетворённость сделанным. А печаль тоже никуда не делась, она присоединяется к недовольству, и вот наш герой снова спешит залезть в интернет-магазин.
Чтобы не считать всё покупательское поведение шопоголизмом, нужно знать, что есть разумное потребление (то, что правда нужно), редкие покупки для ободрения себя (апельсиновые духи против серой зимы, например) и импульсивный шопинг. Последний отличается от компульсивного тем, что желание купить рождается молниеносно, без планирования.
Пример импульсивных покупок: «Мы с мамой вырвались из нашей деревеньки и приехали в Новосибирск. Пришли в Икеа за вешалкой, но, попав в длинные коридоры магазина, да ещё с тележкой, набрали кучу ненужных штук. Когда я про это вспоминаю, то краснею: кажется, от нашего радостного писка (ой, что тут есть, а тут что есть) гремела вся Икеа. А большинство купленных в порыве страсти вещей приютилось на веранде и в кладовке».
Если вам кажется, что покупка определённой вещи «сделает вам хорошо», подумайте: чего вам по-настоящему хочется? Возможно, вы перепутали материальные потребности с духовными, что бывает довольно часто.
Подписывайтесь на наш «Секрет гармонии», и поймёте себя гораздо быстрее! До будущих статей, друзья!