На занятиях с ребёнком лепкой или аппликацией нужно помнить два правила:
1.Ребёнок ещё неуклюжий, мелкая моторика у него развита хуже, чем у Вас.
2.Ребёнок должен представлять, ЧТО именно он делает.
1.Поэтому не стоит на него злиться и поторапливать, а лучше похвалить и самой подрезать острые углы у кружка.
2.Когда мы только начинали лепить (года в два), я не задавалась целью, чтобы Максим вылепил что-то конкретное. Он лепил своё, я - своё. Потом отдавала ему фигурку, он радовался и начинал в неё играть. Если это была собачка или кошечка, он кормил её кусочком пластилина и т.п. (Только не говорите, что я, мол, сама-то ничего лепить не умею, поэтому и пробовать не буду. Уж поверьте – я тоже не скульптор, мои «собачки» и «кошечки» отличались только степенью «закрученности» хвостика. Но если уж совсем никак, слепите хоть блюдо с фруктами – это вообще легкотня.) У самого же фантазии хватало только на то, чтобы из красного пластилина скатать сосиску, а из зелёного – змею. Потом мы купили книжку про поделки из пластилина, и я удивилась, как он сам по инструкции слепил улитку, затем ёжика. Инструкции там были, правда, подробнейшие. И я поняла, что когда он просто видит собачку, он НЕ ЗНАЕТ, как её сделать. У него нет ещё НАВЫКОВ.
Меня всегда смешит, когда в детской компании сделаешь что-нибудь одному ребёнку, допустим, самолётик или гадалку из бумаги. И всем остальным тут же хочется точно такой же самолётик. Начинается: «И мне, и мне!» - Тогда говоришь: «Ну вот, я показываю, смотрите и делайте так же, - и старшие смотрят и начинают делать, а младшие держат свой листик и глядят на тебя такими глазами… У них в голове не укладывается – как это из простого листа бумаги получается такой прекрасный самолёт. По-моему, для них это сродни волшебству.
Я сама помню свой восторг, когда в садике воспитательница взялась рисовать нам картонных кукол – ну, таких, чтоб потом бумажную одежду на них примерять. Мы (девочки) столпились вокруг, заглядывали, спорили, чья сейчас очередь. И когда я получила, наконец, свою куклу, она показалась мне лучше всех на свете. Помню, как я подумала: «Да, я такую никогда не смогу нарисовать».
Поэтому, как и в рисовании, если Вы хотите, чтобы ребёнок научился что-то делать сам, начинайте с простейших поделок и самое главное – не спешите, ждите, когда он закончит каждый этап.