Не так давно в самарском клубе появился новый молодой игрок. 18-летний киберфутболист Платон Шелест подписал контракт с «Крыльями Советов». Из разговора с ним узнали, как попасть на Чемпионат России по киберфутболу, можно ли заработать деньги, играя на приставке и почему не все болельщики были рады его приходу.
— Ты подписал контракт с «Крыльями Советов». В чем его суть?
— Я буду представлять команду на различных турнирах. Буду участвовать в акциях клуба.
— Что за турниры? Какой из них ближайший?
— В мае Федерация киберспорта России будет проводить Кубок России. Планирую в нем поучаствовать. Скоро начнутся отборочные матчи.
— Как оцениваешь свои шансы?
— По России, конечно, много сильных соперников. Турнир будет проводиться в режиме Ultimate team. В этом случае многое зависит от прокаченности аккаунта. Шансы хорошие, скилл позволяет.
Ultimate Team – режим в игре FIFA, когда пользователь создает команду из футболистов, выбранных рандомно «компьютером». Изначально у команды низкий рейтинг. Для повышения уровня, необходимо прокачивать состав, то есть приобретать сильных футболистов. Для этого в игре есть своя валюта. Ее киберигрок получает за победы в играх.
— Некоторые тратят деньги для того, чтобы прокачивать команды. Ты вкладываешься в это финансово?
— Нет, все делал сам за счет участия в играх. Денег никогда не вкладывал.
— Сколько времени нужно, чтобы выйти на конкурентный уровень?
— Ну, смотри, FIFA 19 вышла в конце сентября. С того момента и по сегодняшний день я постепенно прокачиваю состав. Сейчас он в принципе в порядке.
— Назови трех самых крутых киберфутболистов России?
— Первый – представитель «Локомотива» Роберт «Ufenok» Фахретдинов, дальше — Михаил «Torres» Запорожец – победитель прошлого Кубка России. Он выступает за спортивную организацию Vega Squadron. Третий.. (задумался). Третий пусть будет Андрей «Timon» Гурьев из ЦСКА.
— Самый сложный матч в твоей жизни?
— Это проигранный четвертьфинал Кубка России против Запорожца в мае прошлого года. Я не успел подготовиться к матчу морально. Пауза между сериями игр была около десяти минут. Я просто был перегоревший и без эмоций начал игру. Она шла на равных. Если бы внутри зажглась какая-то искра, то шанс бы был. В серии до двух побед я проиграл 2:3 и 1:2. Причем во втором матче вел 1:0 до 84 минуты. Но потом пропустил сразу два гола, и все.
— Ты учишься в Саратове. Как попал в Самару, в «Крылья»?
— Я родом из Тольятти и раньше часто бывал в Самаре. Узнал, что «Крылья» проводят турнир. Из Саратова ехать недалеко, решил поучаствовать. В институте как раз объявили карантин, так что время было.
— Какой матч на турнире запомнился больше всего?
— Наверное, финал. Самый сильный соперник и самая эмоциональная серия матчей.
— На турнире по киберфутболу, которые проводили на «Самара Арене» произошла неприятная ситуация: у организаторов украли геймпады и диск. Сталкивался с таким раньше?
— Нет. В том году на Чемпионат России все приезжали со своими геймпадами. У каждой консоли лежали по два джойстика. Никто ничего не забирал. Я удивлен, что такое вообще произошло.
— До «Крыльев» у тебя был контракт с тольяттинской «Ладой».
— Как такового контракта не было. Была просто договоренность с клубом.
— Как так получилось?
— Был такой же, как и у «Крыльев», отборочный турнир в Тольятти, который я выиграл. Два года представлял команду на соревнованиях.
— Твое тольяттинское прошлое тебе припомнили некоторые самарские болельщики в соцсетях.
— Кому-то не понравилось, что я раньше выступал за «Ладу», а теперь играю в «Крыльях». Но это не было массово. Люди, наоборот, в основном поздравляли, поддерживали.
— Как-то задел тебя негатив? Не было желания ответить: «Ну вот вышел бы, со мной сыграл»?
— Нет, такого желания не было. В основном отвечали другие люди, вставали на мою защиту. И говорили, что в этом ничего такого нет.
— Есть ли у киберфутболистов какие-то психологические хитрости? Может ли это сказаться на исходе игры?
— Все зависит от психологии. Например, забиваешь гол и бурно празднуешь. Это может повлиять на соперника. Он может морально подсесть, если психологически неустойчив.
Пять финтов от профи
— Как ты воспринимаешь подобные проявления эмоций? Кто-то пытался давить на тебя во время игры?
— Одного соперника я помню. Называть его имя и фамилию не буду. Это был Чемпионат России в 2018 году. Мы сидели недалеко друг от друга. Он все время подкалывал во время матча, мог сказать что-то неприятное после каких-то игровых моментов. Это не совсем профессиональное поведение, я считаю.
— Игроки во время матча не общаются?
— Обычно нет. Только после. Подходим друг к другу, чтобы пожать руки, перекинуться парой слов.
— Что может кроме настроя киберигрока, его опыта повлиять на исход встречи? Так ли важны замены игроков и смена тактики?
— Конечно. И тактика, и замены играют свою роль, как и в настоящем футболе. Когда ты выпускаешь свежих игроков, это сильно влияет на игру. Также иногда можно просто подержать мяч, успокоить игру и потом уже начинать свои атаки.
— Бывают ли травмы? Понятно, что это не большой футбол, но все-таки приходится активно работать пальцами.
— Про физические не слышал, если только психологические (смеется).
— В профессиональном футболе особое внимание уделяют подготовке, тренировкам спортсменов. Что с этим в киберфутболе?
— Конечно, подготовка есть. Это и спарринг матчи с сильными соперниками и правильный режим. Нужно как следует выспаться и правильно питаться – все как у спортсменов.
— Много денег уходит на участие в турнирах?
— Все зависит от того, кто их организовывает. Если Федерация киберспорта, то она оплачивает перелет, проживание и все остальные расходы. У других организаторов обычно все за свой счет.
— Как простому парню попасть на чемпионат России?
— Нужно сначала успешно отыграть на отборочных турнирах. Они проходят в течение полутора месяцев. Ехать никуда не нужно.
— Сколько примерно людей в них участвует?
— Точно не скажу, но в одном могут играть более 100 человек
— Сколько времени занимают у тебя игры на приставке?
— Чаще играю по выходным. Какого-то конкретного количества часов нет. Просто появляется желание и играю.
— Нет такого, чтобы ты сидел сутки-двое, как зомби?
— Нет. Я устаю и физически и эмоционально, когда долго играю. Хочется отдохнуть.
— Есть ли у тебя девушка? Как удается совмещать это увлечение и личную жизнь?
— Да. Девушка у меня есть. Первое время я пытался объяснять , что игра — это значимая часть моей жизни, важное увлечение. После победы на турнире она поняла, что это много для меня значит, и что киберспорт – серьезная движуха. Сейчас она меня поддерживает.
— Пытался ли ты ее усадить за геймпад? Девчонки вообще играют в FIFA? Есть ли сильные игроки?
— Нет, не пытался. Про девчонок-киберфутболистов ни в России, ни в Европе не слышал.
— Если говорить про международный уровень, есть ли игроки с мировым именем, против которых ты хотел бы выступить?
— В Англии есть парень Gorilla. Он выигрывал много международных турниров. Хотел бы с ним сыграть, проверить свои силы.
— А сколько ему лет? Вообще, какой средний возраст киберфутблиста? Вряд ли на турнирах можно встретить дяденек лет под 40?
— Ему в районе 20. На турнирах сильно взрослых участников я не встречал. Самым старшим было, наверное, лет 30. И это скорее исключение. В основном играют ребята от 16 до 25 лет.
— Получается, что карьера киберфутболиста заканчивается раньше, чем у игрока большого футбола? Почему? По идее, чем человек дольше играет, тем он опытнее. Да и физической подготовки особой не нужно.
— Возможно, у кого-то появляются новые увлечения, кому-то это все надоедает, появляются другие заботы. У каждого свои причины.
— Твоя любимая команда в большом футболе «Арсенал». Почему?
— В 2009 году мне было 9 лет. В «Арсенал» тогда пришел Андрей Аршавин, и я стал следить за этой командой. Сначала я просто периодически смотрел их матчи, а потом как-то втянулся и начал следить за клубом более пристально.
— На скольких матчах бывал?
— Один раз ездил в Москву, когда они играли с ЦСКА в том году.
— Какие ощущения?
— На больших стадионах я бывал не так часто из-за того, что жил в Тольятти. Особо смотреть футбол было негде, ну если только в Самару съездить. На матче ТОП-уровня побывал впервые, и это было что-то.
— Что круче: посетить матч «Арсенала» или выиграть турнир по киберфутболу?
— Зависит от уровня турнира. Если это победа в Кубке России, то конечно киберфутбол круче.
— Как началось твое увлечение киберспортом, и когда ты решил заняться этим профессионально?
— В 2016 году в апреле узнал, что проводится отборочный турнир на Чемпионат России. Решил поучаствовать. Занял там третье место и загорелся этим.
— А когда вообще начал играть в FIFA?
— Мне было лет 6-7, и папа подарил Playstation 2. Самой первой игрой была FIFA 2005.
— Из всех сезонов FIFA, какой самый классный?
— Мне больше всех запомнилась FIFA 18. Она была самой успешной. На Кубке России попал в ТОП-8 лучших игроков.
— А если говорить про геймплей и графику?
— По идее, каждая новая FIFA лучше предыдущей. Но я все-таки отдам предпочтение 18-ой.
— У тебя самого не накапливается усталость от игр? Не начинает надоедать FIFA?
— Когда играю дома, то бывает. Если же речь о турнирах, то нет. Они не настолько часто проводятся, чтобы от них уставать. Это не успевает надоедать.
— Если посмотреть мировую практику, то успешные геймеры – весьма обеспеченные люди, мягко говоря. Действительно ли можно жить безбедно, играя на приставке?
— Как оказывается можно. Но для этого нужны спонсоры, которые будут в этом заинтересованы, аудитория, которая будет тебя смотреть и поддерживать.
— Как эта тема развита в России? Я, как человек не погруженный в тему, ни одного киберспортсмена кроме тебя и Акула не знаю.
— В России все это только набирает обороты. Надеюсь, индустрия киберспорта будет развиваться и в будущем выйдет на новый уровень.
— Сейчас какие-то деньги можно заработать игроку на киберфутболе в России, или это чисто имиджевая штука?
— Это зависит от контракта. У всех по-разному.
— Сейчас «Крылья» будут тебе что-то платить?
— Это коммерческая тайна (смеется).
— Твоя цель в Крыльях на сезон?
— Отобраться на Кубок России и добиться максимальных результатов. А там уже участвовать в других турнирах и занимать места как можно выше.