Найти тему

Инфографика: Почему этой зимой Великий Новгород тонул в снегу?

Уходящая зима стала непростым испытанием для новгородских коммунальщиков. За качество уборки дорог и тротуаров от снега их не критиковал разве что ленивый. Главные улицы оказались заужены, а на второстепенных образовались ухабистые колеи. Был ли город готов к тому, что осадков будет больше обычного, а тёплых дней меньше, и таять сам снег не будет? Достаточно ли тех денег, которые платят подрядчикам? И принесло ли результат разделение города на несколько лотов между ними? Попытаемся разобраться.

Деньги и площади

Начать, наверное, следует с того, что общая сумма контрактов на уборку города в прошлом году уменьшилась более чем в два раза. Сначала объём выделяемых средств сократили городские власти при формировании аукционной документации, а затем произошло снижение и в ходе торгов по лотам на уборку Северного и Западного районов города. Правда, стоит оговориться, что прошлогодние контракты были рассчитаны на более длительный срок. Разница составляет почти четыре месяца.

Подрядчики называют условия контракта невыполнимыми, и в декабре даже подавали в суд на расторжение договоров.

Мы хотели выразить своё несогласие с тем, что нам за меньшие деньги увеличили объёмы уборки, – говорит гендиректор ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство», ООО «Чистый град», ООО «Мехуборка» Сергей Андреев. – По факту, произошло снижение стоимости уборки квадратного метра в зимний период с 30 копеек до 20-ти при увеличении площадей.

Они, действительно, существенно увеличились. По словам представителей подрядчиков, это ставит их на грань выживания.

– Тех денег, которые мы на сегодняшний день получаем, хватает только на существование организации, а на приобретение средств уборки финансов не хватает, – констатирует председатель совета директоров «Новгородского спецавтохозяйства» Станислав Уткин.

При всём усердии работник ручной уборки за смену больше двух тысяч метров не уберёт, – рассуждает Сергей Андреев. – Если умножить его выработку на стоимость квадратного метра – 20 копеек, при условии, что город без налогов нам заплатит, получается, что один «ручник» может заработать в месяц всего лишь восемь тысяч.

«Конкуренция» наяву

Контракты на уборку Великого Новгорода делят между собой три подрядчика. Владельцы у них общие, пост генерального директора во всех занимает Сергей Андреев.

– Это – три юридических лица, – поясняет руководитель. – У каждой организации есть своя техника. При необходимости я могу дать технику одной организации другой. Когда машин не хватает, мы привлекаем сторонние организации.

– А в чём необходимость существования трёх обособленных организаций? Не проще ли сосредоточить все силы в одной?

– Раньше эти организации не принадлежали нам, – поясняет Сергей Андреев.

До 2016 года заключался единый контракт на уборку всех территорий областного центра. Однако, по мнению антимонопольной службы, которую поддержали городские депутаты, это привело к ограничению конкуренции и созданию доминирующего хозяйствующего субъекта на рынке. Подрядчиком из года в год выступало «Новгородское спецавтохозяйство». По требованию ФАС, в 2016 году контракт разбили на четыре лота. Но желанного результата это не принесло. Сначала все аукционы вновь выиграл САХ. А с прошлого года лоты распределяются между «Спецавтохозяйством», «Чистым градом» и «Мехуборкой», которые принадлежат одним владельцам. Впрочем, каких-либо нарушений контролирующие органы в этом не усматривают.

Мы должны исходить из требований действующего законодательства, – комментирует ситуацию прокурор Новгородской области Андрей Гуришев. – При проведении конкурсов администрацией города, формировании лотов предусмотренная федеральным законодательством процедура была выполнена. Нарушений порядка, предусмотренного 44-м Федеральным законом и иными нормативными актами, которые регламентируют деятельность конкурсной аукционной системы, надзирающими органами выявлено не было. Что касается «одного владельца», действующим законодательством это не запрещается.

– С точки зрения создания условий для конкуренции, разделение контракта на лоты дало свои плоды, – считает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Ольга Виниченко. – Но не с точки зрения активности участников. Компании, которые хотели бы участвовать и обладали бы техникой, у нас отсутствуют. Ожидать, что конкуренция разовьётся, с учётом утверждений «Спецавтохозяйства» о заниженности цен и вытекающих финансовых рисков, не приходится. Закон не запрещает создавать несколько компаний. Даже само доминирующее положение на рынке ненаказуемо – наказуемо злоупотребление доминирующим положением.

Вычистить маленькие улицы было нереально?

Особый гнев новгородских водителей вызывает запущенность второстепенных дорог. Попова, Зелёная и многие другие маленькие улочки долго выглядели так, словно их вовсе не чистили. Там образовались колеи. С началом оттепелей они заледенели, став ещё более серьёзной головной болью для автомобилистов.

– Наиболее острыми зимой оказались вопросы уборки внутриквартальных проездов, второстепенных улиц, пешеходных переходов и тротуаров, – говорит начальник контрольно-административного управления мэрии Великого Новгорода Юлия Ездакова.

Разница в состоянии городских улиц обусловлена условиями муниципальных контрактов. Часть подрядчики должны убирать за четыре часа, другую – за восемь, остальные – в течение суток. Чтобы все улицы убирались равномерно, требуется более серьёзное финансирование.

 (остальные улицы и нормативы можно  посмотреть под материалом в галерее)

Чтобы избежать образования колейности на второстепенных улицах, нужно включить их в первую категорию улиц, требовать, чтобы они убирались в течение четырёх часов, – говорит гендиректор всех основных подрядчиков по уборке улиц Великого Новгорода Сергей Андреев. – Но это требует совершенно другого финансирования. Нужно на порядок больше техники, тогда мы сможем её постоянно держать на улицах.

Форс-мажора коммунальщикам в этом году добавила погода. Снегопады с конца декабря шли с минимальными перерывами. Вывезти снег подрядчики не успевали. А из-за отсутствия оттепелей сам он не таял.

– Только за 29 дней января снег шёл в 22 случаях. У нас практически не было возможности убирать второстепенные проезды. Кроме того, их уборка осложняется припаркованными на проезжей части машинами, – сетует Сергей Андреев.

На «Спецавтохозяйстве» работает 530 человек. В парке подрядчика 55 единиц специализированной техники. Не хватает дворников. Люди не идут устраиваться из-за низкой стоимости работ по муниципальному контракту.

В то же время мэрия не оплачивает те работы, которые по оценке муниципального заказчика – «Городского хозяйства» являются некачественными.

За период с октября по декабрь было выдано 113 предписаний на устранение замечаний, и выполнено снятие за ненадлежащее выполнение работ по уборке на сумму более 600 тысяч рублей, – говорит председатель городского комитета по ЖКХ Николай Мигаль. – В январе было составлено 19 актов на снятие оплаты за неудовлетворительную уборку.

Новый контракт

Рассчитывать на то, что в следующем году ситуацию удастся исправить при существующем финансировании наивно. Каким будет договор на следующий год, говорить пока преждевременно. Власти обещают привлечь действующих подрядчиков к разработке документации.

Мы уже приступили к формированию нового договора на 2019-2020 год, – заявляет мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин. – Мы постараемся внести в него все наши пожелания и учесть предложения действующих подрядчиков. Конечно, это не означает, что после проведения аукционов в июне новые контракты получат они.

В словах градоначальника присутствует некоторое лукавство. Вероятность того, что убирать город будут другие подрядчики, ничтожно мала. А значит, состояние новгородских улиц следующей зимой будет зависеть исключительно от суммы нового контракта и благосклонности небесной канцелярии. Если снега опять будет много, новгородцы должны быть готовы снова месить снег на дорогах и тротуарах.