Помните внука бабы Софы Мишеньку, который сначала покрасил собаку, а потом долго показывал, что 1 больше 2, а 3 больше 9?
Летом 1978 года Мишенька гостил у бабы Софы вместе с другими внуками и внучками. Георгий (сын Софы и отец Мишеньки) должен был забрать его в конце августа, перед учебным годом. Но что-то не сложилось его приказом отправили куда-то (никто не помнит куда), и Мишеньку от бабы Софы не забрали. Мама Мишеньки тоже не могла за ним прилететь, потому что была на последнем месяце беременности (11 сентября родился младший брат Мишеньки, Олег). Внук остался у бабы Софы и пошел там же в школу в первый класс. Решили, что Георгий заберет его на новый год, когда длины праздников хватает на путь от Камчатки до Воронежа и обратно. Получается, дату этой истории вычислить легко - 30 декабря, последняя суббота 1978 года.
С утра Софья, как обычно, начала генеральную уборку с побелкой всего дома, перестирыванием всех штор и так далее по списку. К уборке добавилась всякая готовка к приезду сына и других гостей. В общем, Софье было не до внука.
Мишенька в это время на спор отправился искать краба в ближайшей реке. Что там произошло, неизвестно, но через пару часов сосед бегом принес насквозь промокшего дрожащего внука. За окном были честные -20, вода в реке ледяная. В общем, Мишеньке повезло, что сосед проходил мимо и заметил барахтающегося в полынье ребенка.
Понятно, что внука надо первым делом согреть. Горячая (относительно) вода в этот момент была только в корыте со шторами. В четыре руки Софья с соседом содрали с Мишеньки мокрую одежду и засунули в это корыто, еще и шторами сверху завернули.
Софья парила Мишеньку больше часа, постоянно подливая горячую воду. В конце концов внук сказал что согрелся и хочет есть. Софья принесла полотенце, Мишенька выпутался из штор и бабушка ахнула.
Вы "Аватар" смотрели? Мальчик был примерно такого цвета. Синие шторы в корыте очень сильно линяли, поэтому Софья всегда стирала их отдельно. В волнении за здоровья внука Софья про это совсем забыла. А даже если бы и не забыла, другой горячей воды в деревенском домике все равно не было.
Мишеньку оттирали мылом, содой, мочалкой, самогоном, стиральным порошком и всем остальным, вплоть до бензина. Краска держалась намертво. Георгий очень удивился странной расцветке сына.
На Камчатку Мишенька ехал наглухо укутанный в одежду и в варежках. Не синим было только лицо.
В новой школе Мишеньку сразу погнали к врачу за справкой, вдруг эта синева заразная. Краска с тела окончательно сошла к концу января, а синие волосы с затылка просто сбрили.
На 8 марта Георгий с женой отправили Софье посылкой ткань для новых штор. Тоже синюю, но точно не линяющую. Старые шторы Софья нарезала на куски, и даже в моем детстве этот обрывок синей тряпки кидался в кастрюлю с яйцами на пасху. Яйца получались светло-синие, яркие и красивые. У тетушек где-то еще лежат запасы этих тряпочек для покраски чего угодно в синий цвет.
***
Я очень рада, что могу записать эти истории, пока живы те, кто их помнит. Жаль, в пожаре сгорели почти все фотографии. Так пусть память останется хоть в текстах
Обнимаю и желаю всего хорошего
Ваша Нинка