Студенты смотрят Универсиаду по ТВ... и не узнают своих товарищей по учебе.
Два студента утром завтракают в общежитии. По телевизору – лыжные гонки.
Один говорит:
– Смотри, смотри это наш Вася Туркин бежит.
Другой на ходу дожевывая бутерброд:
– Не помню такого.
– Да, он редко ходит на занятия… Все по сборам катается… Добрый малый, но учеба его вообще не интересует…
В связи с проходящей зимней Универсиадой, которую представители прессы раздувают до уровня национального триумфа (золотых медалей завоевали столько, что просто неприлично), возникают разного рода вопросы и мысли.
Ну, во-первых, зачем возвеличиваются победы спортсменов, которых мало, кто знает? Чтобы внушить населению положительное отношение к спорту? Но ведь всем ясно, что побеждать надо на Олимпиадах и первенствах Мира. Это действительно формирует имидж страны на спортивной арене, и не только на спортивной. А у нас там, как известно, не все получается и тенденция негативная… Разве можно компенсировать проигрыши на первостепенных соревнованиях победами на второстепенных?!
Во-вторых. Возможно ли вообще совместить занятия профессиональным спортом с профессиональным образованием?
Профессиональное образование (если студент к нему, как положено, относится) заполняет все его дневное время (не только лекциями и семинарами, но самоподготовкой). Порой времени на сон не остается.
А профессиональный спорт? Ведь, чтобы достичь сегодня успехов в профессиональном спорте, надо тренироваться по 2 раза в день с напряжением, доводящим до физического истощения и патологического стресса, после чего надо обязательно восстанавливаться… К тому же мозг спортсмена должен быть заполнен мыслями только о себе, иначе он перестанет быть спортсменом и не достигнет высоких результатов… До учебы ли ему? Только если учеба тесно связана с самим спортом. Неужели все члены нашей университетской команды учатся в физкультурных вузах? Сомнительно!
Студенту нужна физическая культура. А не спорт!
Отличительная особенность спорта – это стремление человека к все более высоким результатам в соревнованиях. В физическую культуру положены совсем другие мотивы.
Одним студентам физкультура нужна, чтобы повысить работоспособность организма, другим – чтобы укрепить тело мускулатурой, третьим – чтобы снять с себя нервное напряжение, четвертым, наоборот, – чтобы эмоционально «взбодриться», пятым хочется иногда посоревноваться, чтобы утвердиться в своем превосходстве над другими и кому-то понравиться из представителей противоположного пола. Мотивов много.
А теперь спросите у студентов, учитывают ли в вузах их мотивы и предоставляют ли им право свободного выбора способа физического самосовершенствования? Скорее всего, – нет. Чаще всего их принуждают выполнять общую для всех физическую нагрузку и непременно под команду преподавателя (нормативы комплекса ГТО чинуши вернули в вузы, перечеркнув тем самым научные достижения в этой области). Знаю, навлеку на себя гнев, но тем не менее, скажу: ГТО – это пережиток прошлого! Неужели наука не может ничего предложить более действенного и работоспособного? Принуждение, доходящее до морального унижения, отбивает всякое желание заниматься Физической Культурой, низводя ее до второсортного занятия, «отбывания» времени в зале, симуляции. Но самое печальное - так деформируются потребность в физическом самосовершенствовании, заложенная в человеке природой.
Итак, профессиональное образование мало совместимо (если не сказать – несовместимо!) с профессиональным спортом, а Физической Культуры (с большой буквы) в вузах нет. Где ж будет здоровье?
P.S.
Чиновники, создав «убойную» университетскую команду, явно переусердствовали. Но награды их ждут…
P.Р.S.
Родителям нужно серьезно задуматься. Стоит ли отдавать ребенка в большой спорт с его физическими и психологическими перегрузками, истощением сил, иммунитета, и здоровья, нехваткой времени на полноценную учебу. Может пусть лучше учатся и наращивают резервы здоровья (см.публикацию на канале отцы-молодцы "Сохранить или приумножить").