Как только в карточке ребёнка появляется этот пугающий диагноз, мы обычно спешим в интернет, чтобы узнать подробности. Давайте разберёмся, какие трудности пророчит диагноз невролога "Дизартрия", код по МКБ-10: R47.1.
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. То есть нарушена подвижность органов артикуляции: мягкого нёба, губ, языка. Возникает по причине заболеваний нервной системы и обусловлены недостаточной связью между ЦНС и артикуляционным аппаратом. Поэтому в данном случае нет надежды, что пройдёт само. Малыш говорит плохо не из-за баловства, а из-за несогласованности работы мышц. Он ими с трудом управляет!
Помимо лечения, необходима ежедневная артикуляционная гимнастика, которую вполне можно начать разучивать дома до вашего похода к логопеду. Степень повреждения проходимости нервных импульсов в мышцы у всех детей разная, поэтому красивая речь, как результат коррекции звукопроизношения, может у кого-то наступить через шесть месяцев, у кого-то через три года.
Отчего это зависит?
1) от интенсивности артикуляционных тренировок:
Делать надо чаще, но не превышая комфортный объём для ребёнка. Желая быстрее достичь результата, многие наращивают количество повторов нужного упражнения, надеясь, что количество перерастёт в качество. Но при усталости идёт ухудшение точности движения и его объём.
Представьте себе, что вы затащили на крышу мешок картошки. Чувствуете себя героем, ибо смогли поднять его по хлипкой лестнице. Теперь вместо похвалы, вас просят поднять ещё 6 мешков. С каждым мешком вы спускаетесь и поднимаетесь. Усталость накапливается, настроение портится. Каждый груз кажется всё тяжелее, а лестница шатается всё чаще. Всё последний рейд. "Слава богу!" - думаете вы, но тут прилетает требование пройтись с ним по карнизу, выписывая "ПА".
Возмущение, ненависть, истерика, агрессия или самоагрессия - вот малый список возможных реакций. Напряжение зашкаливает и так уже делали с трудом, а тут новое задание. Проявляются признаки негативизма (отказ, игнор), не потому, что мне скучно, а потому что я уже не могу делать. Мне надо отдохнуть!
Как избежать излишних нагрузок?
- Разбить рекомендованный комплекс упражнений на блоки;
- Совместить их с другой деятельностью: чистка зубов, кормление, выполнение задания, игра. Пример: Кучерское ТПРрр отлично разучивать озвучивая игрушечные машинки и помогая папе завести мотор своей. Подъём широкого языка тренируется на облизывании ложки или блюдца. Поддержать груз на языке столько секунд, сколько машин во дворе.
- Выделить наиболее трудное движение для ребёнка. Включить его повтор (1-2 раза) в середину каждого блока. Создать весёлый образ, кривляясь или дразня. Пока не начнёт получаться, делать без зеркала!
- Подобрать ориентир из предмета для более точного движения языка. Пример: постановка звука Л со жвачкой. Вкусно, весело и легко найти правильное место звука, понятнее само движение, прилагаемая сила. При снижении оральной чувствительности, при неумении ориентироваться в ротовой полости - это шикарное подспорье.
Помните, что вам нужно сперва разучить движение, запомнить его, а потом наращивать объём для выносливости и увеличения скорости переключения между движениями. Возможно, что не так быстро, но эффективнее.
Во второй части поговорим о гнусавости. Подписывайтесь, чтобы не пропустить её.
Статья была полезно, поставьте лайк, мне будет приятно. Хотите проконсультироваться, жду вас ВК