10 лет назад Александр Лунегов несколько раз пытался открыть бизнес, но все попытки заканчивались провалом. В статье Александр честно рассказывает свою историю и анализирует, почему все сложилось именно так.
Ателье фотопечати на дому
Когда мне было 23, мой инвестиционный проект провалился. Деньги на него я брал в долг, и в итоге остался должен 500 тысяч рублей. Без денег и работы провел два месяца, а потом решил открыть свое дело.
Тогда популярность набирала цифровая фотография. Вот я и решил открыть ателье фотопечати. Изучил рынок и понял, что конкуренция невысокая, стартовый капитал вроде нужен небольшой. Всё оборудование — принтер, краска и бумага.
Я стал печатать фотографии прямо в съемной квартире, где жил. Не открывал лаборатории, не снимал офис и никого не нанимал. Чтобы рекламироваться, сделал стенд из досок и фанеры, давал объявления в местную бесплатную газету.
Еще я понимал, что сарафанка очень важна. Поэтому делал упор на то, чтобы клиенты оставались довольны — общался с каждым, обсуждал новости, делал все, чтобы они возвращались и рекомендовали друзьям и знакомым.
Росту продаж способствовал и демпинг. Я брал за снимок вдвое дешевле рынка: не 6-7 рублей, а всего 3 рубля. В итоге клиентов стало ну очень много, двери в квартиру буквально не закрывались. Я стал искать небольшой офис в центре, чтобы переехать туда.
Теперь моим главным рекламным инструментом стали листовки. За 3 месяца я вместе со своими промоутерами заклеил ими весь центр. И ура! Вышел на прибыль в 90 тысяч рублей. Для тех времен это было очень много.
Черная неблагодарность помощников
Одному справиться с рабочим завалом было нереально. Я запартнерился со свадебными фотографами. Делал им скидку на печать фото, а за это они обслуживали моих клиентов, пока я бегал с листовками. Причем я учил фотографов тонкостям печати, рассказывал им маркетинговые хитрости, до которых дошел своим умом. Казалось бы, все складывается просто отлично для всех.
А потом подкованные в деле фотопечати помощники, которых я же всему и научил, решили договориться с арендодателем в обход меня. Они предложили цену повыше и сняли это помещение под собственный салон, а я остался на улице. Без денег и клиентов. По сути, у меня «отжали» бизнес.
Новый офис, и снова пришлось съехать
Следующий офис я снял в салоне красоты — это была конурка в 4 м² за 4000 рублей в месяц.
Снова запустил рекламную кампанию, как и в прошлый раз, а еще обзвонил старых клиентов и рассказал им о переезде. Теперь я обслуживал 300-500 клиентов в месяц, один человек приносил в среднем 300-500 рублей. И снова вышел на прибыль в 90 тысяч рублей. Прямо заколдованный круг =)
Но через три месяца меня вновь попросили съехать, а на моем месте начал печатать фотографии безработный муж хозяйки помещения.
Попытка найти партнеров, и снова провал
Тогда я решил изменить тактику: прошелся по магазинам офисной техники и договорился с четырьмя из них о сотрудничестве. Они заказывали у меня фото, я их печатал. Но когда дошел до 100 тысяч рублей в месяц, магазины стали печатать фотографии сами.
Получается, я трижды выстраивал бизнес заново, но все мои пункты печати теперь приносили прибыль другим людям. Вдобавок и конкуренция к тому времени увеличилась минимум вдвое.
Новый город — новые проблемы
После очередной неудачи я переехал из родного Первоуральска в Екатеринбург и изменил тактику еще раз: стал принимать заказы онлайн. В 2009 году это было еще в новинку. Мой знакомый сделал мне сайт, и дело пошло. Сайт вышел в топ поисковиков по ключевым запросам, повалили заказчики из Первоуральска, Новоуральска, Екатеринбурга.
Скоро сайт обрабатывал 15 тысяч фото в день, а фотографии печатали 5 человек. Теперь угадайте, что было дальше?
Знакомый, который делал мне сайт, регистрировал домен на свое имя. И когда увидел, что мое дело процветает, забрал себе сайт (а соответственно, и клиентов).
Почему так произошло?
Главной причиной всех ошибок стала неосмотрительность. Я каждый раз набирал как можно больше заказов, чтобы как можно скорее вернуть долги банку и частным кредиторам. Но у меня не оставалось времени и сил посмотреть на бизнес со стороны, заняться стратегическим планированием. Вот что еще надо было сделать по-другому:
- Оформлять все официально: аренду, наем сотрудников, партнeрские отношения. Если ты о чем-то договариваешься на словах, это ничего не значит. Тебя легко кинут, когда это будет выгодно.
- Анализировать неудачи. С каждым разом я допускал одни и те же ошибки, не учился на них.
- Самостоятельно покупать активы. Например, регистрировать домен на себя, а не на знакомого.
- Найти инвестора. Тогда я был бы должен только одному человеку, который заинтересован в успехе моего бизнеса. Смог бы работать спокойно и развивать бизнес, а не просто выживать.
Что сейчас?
Все эти уроки пошли мне впрок. Вскоре я снова открыл бизнес, но уже другой — по созданию и продвижению сайтов.
Им занимаюсь и сейчас, спустя 8 лет, так что можно сказать, что у этой истории все же счастливый конец. Я научился защищать свой бизнес, его доходы и клиентов. Но те танцы на граблях запомнились мне на всю жизнь.
Читайте также: Какие 9 ошибок могут разрушить любой бизнес