Мужчина и женщина встречаются, общаются. Однажды наступает момент, когда они хотят сделать следующий шаг – устроить свои отношения более надежно, стабильно и устойчиво. Таким шагом была свадебная церемония.
В разные времена она была разной. В Древнем Риме, например, родители жениха и невесты договаривались о предстоящем союзе. Далее с обеих сторон собирались гости. Основной ролью гостей было не праздничное веселье, а засвидетельствовать даваемые обещания. Застолье и прочие празднества прилагались как бонус к главному событию – засвидетельствованию союза.
Гости выступали как бы в роли нотариуса, подтверждающего все условия заключенной сделки. И если одна из договаривающихся сторон нарушала условия, это рассматривалось случайным или злонамеренным обманом. К обманщику относились как к разбойнику или мошеннику.
С приходом христианства начинает формироваться принципиально иное отношение к этому делу. Государству нужно обратить подданных в новую веру. Одним из инструментов такого обращения было признание властью брачного союза, если он признан Церковь. Так как она на 100% зависела от власти (по сути, Церковь была одним из государственных министерств), государство через нее могло проводить в жизнь любые свои инициативы, представляя их волей Бога.
Церковь признавала союз после проведения специального обряда венчания. Обряд совершался только над христианами. Большинство обращались в христианство не потому, что разделяли его взгляд на мир, а чисто из практических соображений – чтобы совершить венчание и получить от власти право наследовать звания, имущества и различные выгоды.
Полностью брачный договор был привязан к Церкви, а через нее к Государству, только к X веку (на Руси и вовсе к XV веку). В 912 году византийский император Лев VI постановил усыновление и брак считать законным только если договор санкционирован (благословлен) Церковью (через это и властью). Брак без церковного благословения, т.е. проведенный без обряда венчания, не считался брачным союзом, а определялся как вполне незаконное сожительство (конкубинат).
Христианство было признано государственной религией в начале IV века. Признания брачного договора законным только через проведение обряда венчания случилось через шесть веков. Из этого факта следует, что население сопротивлялось навязываемому христианству. Власть все это время шла на уступки, признавая союз вне Церкви полноценным брачным договором.
Документ византийского права "Эпинагога" говорит, что люди могут заключать браки через обряд, известный как венчание (от языческого обряда украшать брачующихся венками из цветов) и через договор между семьями с привлечением свидетелей – людей из своего окружения.
Многие христианские богословы, в частности Тертуллиан, выступали резко против копирования языческого обычая держать венки из цветов над головами брачующихся во время церемонии. Но практический смысл взял верх. Византийская власть переименовала языческие обряды в христианские по тем же причинам, по каким власть в России переименовала коммунистические праздники 1 мая и 7 ноября в день весны и труда и в день народного единства. Людям все равно, как называются праздники. Главное, чтобы им в этот день давали хлеба и зрелищ.
Итак, до христианства договор между мужчиной и женщиной был свободен от бюрократических процедур. Люди договаривались перед свидетелями, и договор имел силу юридического акта. В христианстве договор обретает бюрократическую форму. Главное теперь – процедура. Если она совершена, все остальное не имеет смысла. Становится возможным то, что до бюрократизации было невозможно. Например, убежали влюбленные, дали денег священнику, чтобы он обвенчал их, и все, с этого момента их отношения становились абсолютно законными – брак был заключен на небесах и на земле не мог быть расторгнут. В мире не было силы, способной разрушить его.
Когда английский король Генрих VIII захотел развестись с женой, ему для этого пришлось порвать с Ватиканом, основать свою англиканскую Церковь и назначить себя ее главой. У простых граждан не было таких возможностей. Бюрократическая процедура для них была неразрушимой.
С уходом религии церковную бюрократию сменяет государственная – запись в актах гражданского состояния (ЗАГС). Это в корне иное действие по духу и содержанию. Во время венчания люди перед Богом клялись соблюдать брачный договор. Гости были свидетелями клятвы. Нарушитель клятвы становился изгоем в обществе. Если ты Бога обманываешь, людей тем более обманешь.
Процедура в ЗАГСЕ – чисто бюрократическая формальность. Если человек нарушает данное власти обещание, никому из свидетелей в голову не придет считать его обманщиком. Люди смотрят на государство как на хищника, который грабит их, а они в меру сил обманывают его.
С высоты этого знания ответьте на вопрос, в каком варианте современное бракосочетание дает надежность и устойчивость союза? Только если договор привязан к материальным активам – если в случае развода имущество супругов делится. Но это больше юридическая деловая сделка, а не союз влюбленных. Совершающие сделку руководствуются не чувствами, а соображениями личной материальной безопасности – чтобы на мое имущество не претендовали в случае развода.
Если же у супругов нет никакого имущества, печать в паспорте не имеет смысла. Почему же люди так стремятся ее заполучить? Зачем им нужно признание государством их отношений? Потому что люди маленькие. Они нуждаются, чтобы авторитет в лице государства признал их отношениях. Без этого они свои отношения будут считать неполноценными. Получается, если завтра к власти в роли диктатора придет их сосед, его мнение будет определять законность их отношений. Если он признает их договор, он будет законным. Если не признает – незаконным.
Такая зависимость от авторитета даже на слух не выглядит привлекательной. Единственное, что извиняет маленьких людей – они думают, почему желают заручиться мнением авторитета. Они делают это по инерции, полагая, что то, что работало вчера, будет работать и сегодня. Увы, не будет. Новая эпоха рождает новые условия, где неизбежно появляются новые правила. Кто по привычке живет старыми правилами, тот неизбежно проигрывает в новых условиях.
PS
Широким массам свойственно обыденное мышление. Очень мало людей желает понять корень предмета. Но именно они движут миром. Для них написана книга «018 Секс, Блокчейн и Новый мир» неизвестного автора. Она раскрывает суть и зовет к действию. К какому действию – не буду ее пересказывать, сами прочитайте. Скажу только, что мир в состоянии идейного вакуума – нет ни цели, ни смысла. И этот вакуум может заполнить только большая идея, время которой пришло.