Любое действие, как известно, имеет последствия. Знали об этом и водители троллейбусных парков №3, 4 и 5 и автобусных №2 и 5, когда комментировали составленное ими ранее коллективное обращение по вопросам безопасности общественного транспорта. Однако что дело примет такой крутой оборот, люди не ожидали.
Сейчас подписей ждет новое обращение, на сей раз в прокуратуру. Если верить написанному, наниматели оказывают на водителей давление, принуждая их отказываться от требований, изложенных в прежнем коллективном обращении:
"По имеющимся у нас сведениям, к некоторым работникам, подписавшим обращение, со стороны отдельных должностных лиц ГП "Минсктранс" применяются меры психологического воздействия (угроза непродления контрактов, выселения из общежитий и т.д.) с требованиями отказаться от подписей в обращении и молчать на запланированных собраниях по рассмотрению обращения. В результате преследования за критику, особенно в троллейбусном парке №3, определенное количество заявителей уже вынуждено отказаться от требований и своих подписей в обращении."
Мы поговорили с людьми и даже съездили на одно из собраний. О том, как все происходило, читайте в этом материале.
"Выдавили с работы". Откровения бывшего работника
Инна - водитель подвижного состава троллейбусного парка №3, теперь уже бывший. В декабре женщину, по ее словам, вынудили уволиться с работы: сделали условия труда совсем невыносимыми. Летом прошлого года у Инны случилась производственная травма: дверью диспетчерской станции ей прищемило пальцы так, что мизинец был сломан в трех местах. Женщине в состоянии болевого шока оказали первую помощь и отвезли в больницу, однако руководство парка, по ее словам, признало травму непроизводственной, вследствие чего ей не выплатили ни копейки.
После того как Инна попыталась бороться за то, чтобы травма была признана производственной, участь ее на этом предприятии была решена.
- Я все расскажу, терять мне нечего, - говорит отчаявшаяся женщина. - Я находилась на работе, на ДС "Малиновка" мне дверями сломали палец. Одна из водителей позвонила Николаю Кривому - на тот момент он был еще не директором, а замдиректора по эксплуатации. Она сказала ему, что я в машине скорой помощи, меня везут в больницу. Он ей сказал, чтобы я взяла телефон. Я взяла - и посыпались угрозы: непродление контракта, лишение премии (сказал, найдем за что), психологическое давление. Я находилась в состоянии болевого шока, водитель Ольга, которая звонила Кривому, сняла с меня рубашку и сказала, что Кривой приказал производственную травму не оформлять, если хочешь работать дальше. Эти же слова мне говорил Кривой.
Инна - многодетная мать, воспитывает троих детей. Поначалу она, по ее словам, увольняться не хотела: в большой семье каждая копейка на счету. Однако когда работник неугоден, выдавить его с рабочего места, как правило, труда не составляет: у каждого работодателя свои методы. Спустя несколько месяцев Инна уволилась.
Напоследок директор родного парка выдал женщине характеристику, в которой выставил ее конфликтной особой, не раз имевшей стычки как с коллегами, так и с пассажирами (коллеги Инны ее предположительную конфликтность не подтвердили).
- У меня за 10 лет работы не было ни одного дисциплинарного нарушения! - горячится Инна. - Ни одного! С коллегами дружили и дружим. А он со мной вот так…
Именно поэтому Инна приняла горячее участие в составлении коллективного обращения водителей троллейбусных и автобусных парков в прокуратуру и Комитет государственного контроля.
"Вас не слышат? Кричите громче!"
Коллективное обращение водителей, получившее благодаря СМИ широкий общественный резонанс, наделало немало шума. Поэтому чиновники посовещались и приняли решение о создании межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, Госавтоинспекции, Комитета по труду и занятости Мингорисполкома, ГУ "Столичный транспорт и связь", ГП "Минсктранс", Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, энергонадзора, профсоюзов.
Однако если обратившиеся рассчитывали, что наболевшие вопросы будут решать, а с ними - договариваться, то они ошиблись. По словам водителей троллейбусных парков №3, 4 и 5 и на основании аудиозаписей, предоставленных ими в распоряжение редакции, все собрания проходили как под копирку. Вход строго по спискам - и это несмотря на то, что обращение водителей было коллективным, люди имели на руках электронные приглашения, согласно которым они могли прийти на собрание в любой филиал "Минсктранса", где по графику проводятся собрания.
- Почему не пустили других людей? - спрашивали водители троллейбусного парка №3 перед своим собранием. - Почему не были вывешены объявления о предстоящем собрании?
- Потому что с каждым побеседовали индивидуально, - был ответ.
Впрочем, руководство ТП №4 на следующий день учло промашку коллег - на стенде было вывешено объявление о предстоящем собрании, однако это не означало, что на него попадут все желающие. Даже те, кто имеет право там быть.
- Разрешите нам определять порядок рассмотрения данного обращения. Закон об обращении граждан не предусматривает какого-либо делегирования, - заявила Марина Гришукевич, заместитель директора Департамента государственной инспекции труда.
На большинство вопросов ответы давала именно Марина Гришукевич, суть этих ответов сводилась к одному: все вопросы надо решать непосредственно с нанимателями. Но как быть, если наниматели уже несколько лет не слышат своих сотрудников?
Основные проблемы, которые водители поднимали на собраниях, касались прежде всего плохого технического состояния троллейбусов, что небезопасно как для самих водителей, так и для пассажиров.
В надежде на то, что их наконец-то услышат, люди выкладывали все: и вынужденные опоздания в рейсах из-за некорректно составленного расписания (за каждое опоздание штрафуют), и невозможность нормально поесть в перерывах (в частности, водители жаловались на отсутствие горячего питания), и ужасные условия на рабочем месте, вследствие которых страдает их здоровье…
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июня 2013 г. №47 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта", Гигиенического норматива "Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта"
Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.
Зато оперативно отреагировала ГАИ: вечером после собрания в троллейбусном парке №3 водителей "встретили" на диспетчерской станции "Юго-Запад" и оформили штрафы за отсутствие стеклоомывателей.
Хотя водители утверждают, что неоднократно указывали на эту неисправность. В подтверждение своих слов сбросили фото одной из заявок от 1 марта, то есть за 10 дней до привлечения их к ответственности.
Как это было. Собрание в троллейбусном парке №4
Мы решили посетить следующее по очереди собрание - в троллейбусном парке №4. Поутру возле проходной собралась небольшая кучка смельчаков, половина из которых работала даже не здесь, а в парке №3. Как пояснили впоследствии водители, присутствовали далеко не все: самым инициативным начальство парка поставило в тот день рабочие смены.
На проходной с той стороны уже дежурила группа решительно настроенных мужчин. Стало понятно, что за железный турникет пройдут не все. И действительно, тех, кто не работал в конкретном парке, пропускать наотрез отказались, несмотря на имеющиеся у них электронные приглашения. Люди заволновались, напомнили о нарушении своих прав, потребовали их впустить. Кто-то включил видеозапись.
Подхожу, представляюсь, показываю удостоверение журналиста, сообщаю о цели визита. Но мужчина со списком в руках явно дал мне понять, что журналистам здесь не рады и вообще "это внутреннее дело парка".
- Уходите, - зло бросил он. - Идите на свое рабочее место.
Представиться сердитый человек также отказался:
- Замдиректора я.
- Какой именно замдиректора? Как вас зовут, представьтесь, пожалуйста.
- Я замдиректора. Уходите, вы мешаете работать.
- Видите, и вы мне мешаете работать. Так давайте же не мешать друг другу! Пропустите меня, пожалуйста.
- Уходите!
Закон РБ "О средствах массовой информации". Статья 7. Недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации
Не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается: в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь...
Но так как работники парка обращались к нему по имени-отчеству, вычислить таинственного "зама" не составило труда. Это Жук Иван Серафимович, заместитель директора по кадрам, идеологической и социальной работе.
Директор парка №4 Александр Радевич давать комментарии отказался: "Это дело только работников парка". Попытки объяснить, что это касается не только работников конкретного парка и что дело уже получило общественный резонанс, не увенчались успехом. Объяснений, почему мне отказывают в освещении данного мероприятия, также не последовало. Меня попросили на выход.
Закон РБ "О средствах массовой информации". Статья 35. Аккредитация журналистов средств массовой информации
1. Журналисты средств массовой информации имеют право на аккредитацию при государственных органах, политических партиях, других общественных объединениях, иных юридических лицах для освещения организуемых ими заседаний, совещаний и других мероприятий в порядке, установленном этими государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами.
2. Не допускается необоснованный отказ в аккредитации журналистов средств массовой информации.
В итоге на мероприятие, к удивлению собравшихся, пустили всех. Кроме журналиста.
Меж тем "почетный караул" из группы мужчин с Иваном Жуком во главе следил за каждым моим движением: заглянули даже в столовую, куда я зашла выпить чаю.
Что любопытно, мои звонки с места событий в Департамент труда и соцзащиты и на горячую линию "Минсктранса" ничего не дали. Внятного ответа, на каком основании директор парка со своим заместителем препятствуют выполнению моей работы, не последовало.
Но спустя три часа собрание заканчивается, и люди буквально вываливаются из помещения на улицу. Большинство расстроено и подавлено. На вопрос, предложили ли им лучшие условия работы - все-таки формально собирались именно для этого: обсудить и договориться, - реагируют нервными смешками: "Вы шутите? Да они, наоборот, пытались нам доказывать, что мы неправы и что не стоило нам подписывать петицию!"
- Они сразу же начали вычислять, кто заводила, - говорит водитель 4-го парка Дмитрий. - Мне говорят: а чего это ваша фамилия первая в списке? Да потому что сайт петиции так поставил!
Впрочем, того, что он среди многих принимал активное участие в "движении водителей", мужчина и не скрывает:
- Ну, вычислят они, допустим, фамилии. И что? В гробу я видал их угрозы! Я минчанин, работу себе всегда найду.
"Против системы не попрешь, каток закатает" (с)
Этот подзаголовок - цитата. По словам водителей троллейбусного парка №3, именно такими словами обрисовал людям их незавидное положение после первого обращения в прокуратуру и Департамент труда и соцзащиты один из руководителей предприятия .
- Сейчас людей так шантажируют и так их прессуют, - говорит Наталья (имя изменено), водитель троллейбусного парка №3. - Сегодня я вот видела, уже два человека ходили, подписывали отказную. И мне сегодня начальница звонила, говорит: "Я тебя жду на станции, ты сейчас приедешь, может, ты отказную напишешь? А то меня, пенсионерку, тут уже задушили совсем". Я говорю: "Нет, я отказную писать не буду". А она: "Ну как это… Ну ты же сама понимаешь, что все это ерунда…" Я говорю: "Это не ерунда. Я знаю, что если все напишут отказную, то будет нам всем ж...". Поэтому нам назад идти нельзя!
Также, по словам Натальи, к уговорам подключался и Дмитрий Уминский, заместитель начальника колонны.
Практически все водители жалуются на активность заместителя директора Ивана Жилко. По их словам, именно он ходил по общежитиям и принуждал людей подписывать отказные от собственных подписей.
- Обращение коллективное, но нас разогнали по отдельным филиалам, чтобы проще было додавить, - говорит Дмитрий, водитель троллейбусного парка №4. - Нет, тактически это верно. Но по-человечески и по закону…
Автобусный парк №4 тоже стоит на ушах: по словам водителей, их запугивают, снимают с автобусов, переводят на более низкооплачиваемые маршруты, поэтому к начальнику колонны Вячеславе Веселухе у водителей тоже много вопросов.
Николай (имя изменено) также поведал нам, что его напарника угрозами вынудили написать заявление, что он якобы прогуливал рабочие дни, когда на самом деле не прогуливал. До увольнения дело не дошло, но замолчать молодого человека заставили.
А вот Денис Зубков, бригадир маршрутов автобусного парка №4, говорить не боится и свои реальные имя и фамилию не скрывает.
- У меня был случай, - рассказывает он, - я разговаривал по телефону в кабине. По Bluetooth разговаривал, ничего не нарушал. Но в разговоре прозвучало слово "петиция". И тут замдиректора наш, Александр Солодкий, высматривает это видео и идет с ним к директору Виктору Веселовскому. Директор вызывает меня к себе в кабинет, собирает там всех замов и начинает показывать всем это видео: мол, какая я сволочь, подбиваю людей на эту петицию и так далее. Я говорю: "Вам не стыдно вообще? Кусочек моего личного разговора вырезали и вынесли на какое-то публичное обсуждение!"
По словам Дениса, дело дошло до того, что заместитель директора по кадрам Александр Бакан попросил его показать ему телефон и все переписки в мессенджерах, дабы тот мог убедиться, что Денис не имеет отношения к коллективному обращению водителей, которое наделало столько шума по всей столице.
- Они бы еще в трусы мне залезли, - мужчина не скрывает возмущения. - Я ему примерно так и сказал. И на вопрос директора мне: "Зачем вы это делаете?" я ему ответил: "Если мы не будем это делать, не будут об этом писать СМИ, то у нас ничего не поменяется, у нас как были добитые автобусы, так они и будут".
В троллейбусных парках собрания уже прошли, на очереди автобусные. Водители автобусных парков сообщили, что в настоящий момент их всех принуждают подписывать это:
Так неужели "додавить" действительно предпочтительнее, чем договориться и пойти людям навстречу?
Ольга АРСЕНЬЕВА
Фото автора
ABW.BY
P.S. На момент выхода этого материала нам стало известно, что по факту хищений камер из салонов автобусов в автобусном парке №5 водители вызвали милицию. О том как это было, как происходят хищения имущества предприятий и кто за это отвечает - в следующих публикациях.
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber