В современной России телевидение ассоциируется с государственной пропагандой. Зрителям первого и второго каналов, противопоставляется молодое поколение, которое читает независимые интернет-издания и смотрит расследования Фонда борьбы с коррупцией. Телевизору приписывается какая-то гипнотическая, порабощающая сила, и именно телевизор обвиняют в необыкновенной лояльности населения к действующий власти. Телевизионные жанры, такие как сериал или ток-шоу, не воспринимаются серьезно.
Однако, в Европе и странах Северной Америки, - «хоронить телевидение» (как сказал директор телеканала «Пятница» на телевизионной премии ТЭФИ2018) никто не собирается, а смотреть сериалы - совсем не стыдно.
Есть две причины, которыми можно объяснить, почему в России телевизор стал социальным маркером: «Моя бабушка смотрит телевизор», «У меня дома уже 10 лет как нет телевизора».
Первая причина - экономическая. В России у частных независимых организаций нет денег и возможности поддерживать телеканалы, а у аудитории нет привычки платить за контент. Поэтому в отсутствии конкуренции государственные каналы стремительно деградируют.
Вторая причина связана с глобальными культурными и технологическими тенденциями. Придется начать издалека —с различий кино и телевидения.
Первая отличительная черта телевидения — то, что момент исполнения и момент восприятия совпадают или близки настолько, что информация не успевает устареть, второе — фигура рассказчика. Можно сказать словами Дзиги Ветрова: «жизнь врасплох» и «синхронность переживания». Именно эти черты обеспечивают телевидению такую популярность и привлекательность. Если кинофильм — законченное авторское высказывание, то телевидение предполагает сотворчество со зрителем, активное взаимодействие. Полностью занимая зрение и слух человека, телевидение имеет самые высокие показатели по «вовлеченности» среди других медиа.
Кажется невозможным, чтобы такое успешное и специфическое направление просто исчезло из культурной жизни. На самом деле, современные видео-хостинги успешно продолжают работать в тех жанрах, которые были изобретены для телевизора. Обзоры и интервью можно посмотреть на YouTube, а сериалы - на Netflix. Конечно, в видео появилось и новые жанры, но они логичное развитие основных принципов телевидения. Первый канал и НавальныйLife различаются только содержательно и оказывают одинаковое по силе влияние на зрителя.
Не предполагая, какие технические возможности будут у нас, режиссёр Михаил Ромм еще в середине XX века писал в своей статье «Поглядим на дорогу»:
«постепенно разовьются новые формы телефильма или телеспектакля с широким использованием эффекта общения, с развитием авторским комментарием, с введением непосредственного, прямого наблюдения жизни».
Этот процесс мы и наблюдаем сейчас.
Аудитория российского телевидения будет уменьшаться, но не потому, что новое поколение какое-то более осознанное, а потому что телевизор технически устарел.Все блюстители свободы мысли должны понимать, что, отнимая аудиторию у телевизора, они ничего меняют, а только подталкивают камень, который катится с горы.
(обложка взята из этого блога)