Когда мы упоминаем «сфинксов Северной Столицы», то, как правило, подразумеваем египетские скульптуры, прилегающие к Благовещенскому мосту.
Эти статуи, безусловно, занимают самое первое место в Петербурге, с точки зрения старшинства, красоты, да и количества историй, с ними связанными. Они прекрасно вписываются в окружающий пейзаж, и, как правило, ни один человек не задает себе вопроса, почему кончавшийся более трех тысячелетий тому назад властитель Египта в итоге стал прочно ассоциироваться с Северной столицей. Сфинксы, головы которых венчает традиционная корона, символизирующая единство двух частей Египта, сторожили вход храма Аменхотепа, расположенный в священных Фивах. За годы забвения пески пустыни скрыли древние статуи, и много столетий спустя нашел их археолог Атаназис.
В период британского владычества статуи оказались в Александрии. Британцы попытались продать артефакты известному ученому, специалисту по истории Египта Шампольону. Планы британцев отправить статуи во Францию сорвал русский дипломат Андрей Муравьев, который выкупил артефакты. Около год сфинксы морем добирались в Петербург. Потом некоторое время они украшали сад Академии художеств. Только в 1832 году их переместили на Набережную, где они пребывают и сегодня.
Мистика древних существ
Мистические существа с загадочными лицами стали источниками множества мифов и легенд, а также всякого рода сплетен. Ходят слухи, что взгляд на сфинкса может свести человека с ума.
Также верят в то, что сфинксы, которые с доисторических времен ассоциировались с египетским Нилом, смягчали нрав реки Невы. Весьма популярна история о том, что около этого места появляются утопленники, скорее всего, имеют правдоподобное объяснение, связанное, с особенностями водных течений своенравной Невы.
Эти страшные рассказы рассеивают неоспоримые свидетельства, что этот кусок берега Невы представляет собой красивое место, где приятно совершать неторопливые прогулки.