Во многих изданиях стали появляться сообщения о том, что проведена модернизация двигателей 1 и 2 ступеней РН типа «Союз». Оказывается, двигатели 1 и 2 ступеней РД-107 и РД-108 были разработаны еще в 1960 году для знаменитой Королевской «семерки» - Р-7 и работали на экологичной паре керосин/кислород. Отработав на РН «Восток» и РН «Союз» более 35 лет двигатели были модернизированы в 2001 году до версии РД-107А/РД-108А. После такой модернизации улучшились такие параметры, такие как: тяга, удельный импульс и давление в камере сгорания. В то же время, вес и размеры двигателей РД-107А/РД-108А (по сравнению с РД-107/РД-108) уменьшились. Так о какой новой модернизации сегодня идет речь? А дело в том, что на ПАО “Кузнецов” завершились испытательная сертификация одного из первых серийных комплектов ракетных двигателей РД-107А/РД-108А, где применено новое топливо — нафтил. Сам по себе нафтил — это углеводородное топливо (с полимерными присадками), являющийся одним из видов керосина и относится к топливу IV класса опасности (малоопасный класс). Нафтил уже применяется как ракетное топливо и в России и в США, на нем летает РН «Зенит». Еще в 2017 году, при запуске с «Восточного», была опробована замена керосина на нафтил: им была заправлена 3 ступень РН «Союз-2». Поэтому, для запусков с космодрома «Восточный» и была модернизированы РД-107А/РД-108А у РН «Союз-2» с заменой керосина Т-1 на нафтил. В общем, нафтил не имеет каких либо больших преимуществ перед керосином Т-1. Причина перехода на нафтил (РГ-1) кроется в том, что керосин Т-1 получается исключительно из нефти 4 горизонта Троицко-Анастасьевского месторождения в Краснодарском крае. И к сожалению, объем добываемой нефти постоянно снижается и поэтому было принято решение перейти на нафтил, который можно получить из любой нефти.
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса!