70-е годы, школа, уроки литературы, Лермонтов. С его «Прощай немытая Россия», были знакомы все старшеклассники. Это стихотворение поэта преподносилось как его протест против царского деспотизма. Можно было сказать, что Лермонтов был нам «социально близким». Он считался «прогрессивным поэтом» и своими стихами боролся против тирании, царского режима, несправедливости того времени.
А помните, как президент известного всем государства с упоением декламировал: «Прощай немытая Россия, страна рабов, страна господ». А потому с удовлетворением добавлял: «Остаточно прощевайте».
И мало кто знает, что серьезные исследователи творчества поэта отрицают его авторство?
И действительно, есть над чем задуматься. Во времена поэта об этом стихотворении никто и не слыхивал. От слова «ВООБЩЕ». Это уже потом, когда со дня смерти поэта прошло уже более четырех десятков этому стихотворению придумали дату рождения 1840, а может 1841.
А впервые о нем упоминается в письме издателя Бартенева в 1873 году. В нем автор письма уверяет, что слова стихотворения были им записаны с подлинника оставленного самим поэтом. Но этот подлинник НИКТО и НИКОГДА не видел ни до этого сообщения, ни после. Он исчез бесследно.
Впервые произведение, которое, якобы, написал Лермонтов, опубликовали в 1887 году, то есть, через 46 лет после гибели поэта. Опубликовано оно было в журнале «Русская старина» и уже отличалось от первоначального варианта.
В 1890 году Бартенев вновь публикует стихотворение в журнале «Русский архив», где уже не упоминает о, якобы, переписке его с подлинника Лермонтова. В этот раз он сообщает, что стихотворение записано со слов поэта, а записал его какой-то анонимный современник. Кто был этим современником, он скромно умалчивает.
Слишком много тайн. То, он записал его с подлинника, не говоря, где он его обнаружил, то это запись какого-то анонимного современника Лермонтова.
Если общественность того времени приняли это стихотворение как должное, и его авторство не ставилось под сомнение, то в советские времена было уточнение: «авторство приписывается Лермонтову», и это преподносилось, как протест поэта против тяжелого режима самодержавия.
Во всех случаях источником, сообщающим о ранее неизвестном стихотворении Лермонтова, стал Бартенев, который кроме своих слов не привел АБСОЛЮТНО никаких доказательств. Заметим, что в год смерти поэта Бартеневу было 12 лет.
Глубокие сомнения возникают не только из-за отсутствия подлинника этого стихотворения, но и биография поэта.
Известно, что первый раз Лермонтова был сослан на Кавказ в 1837 году, и поводом стало его гневное стихотворение «Смерть Поэта», посвященное гибели Александра Сергеевича Пушкина.
Из ссылки он вернулся уже в 1838 году. Можно сказать, что эта ссылка была своего рода наказанием за его политическую позицию, и можно было бы понять, почему стихотворение «Прощай немытая Россия» появилось бы в этот период. Обиделся поэт и заклеймил царский режим.
Во вторую ссылку Лермонтов отправился уже в 1840 году за дуэль с сыном французского посланника, и политикой тут даже и не пахло.
И тогда возникает вопрос, откуда столько презрения к отечеству появилось у поэта, который не был ни диссидентом, ни революционером и который написал в 1841 году стихотворение "Родина", где говорит о своей любви к отчизне?
Это стихотворение резко отличается по характеру и настроению от «Прощай немытая Россия», а считается, что написаны они были в один период, и в котором Лермонтов, якобы, хотел «найти покой за стеной Кавказа».
За какой стеной? За Кавказским хребтом, так это уже территория сопредельных государств. Неужели поэт задумал побег? Да нет, в тот период Лермонтов показал себя как смелый и храбрый офицер, отличившийся в сражениях. Не мог он быть предателем-перебежчиком.
А если о предательстве не может быть и речи, то куда могли подеваться «голубые мундиры», с которыми он прощался. Ведь территория, куда направлялся поэт, находилась под юрисдикцией России, а у «голубых мундиров» и здесь было не меньше власти, чем в Петербурге.
В современной России первым в авторстве этого произведения усомнился литературный критик Владимир Сергеевич Бушин. С ним согласились многие.
Так кто же тогда является автором?
По мнению многих исследователей, авторство этого стихотворения принадлежит поэту-сатирику Минаеву, современнику Бартенева. Минаев являлся ярым критиком самодержавия. Он был известен современникам как король рифмы, мастер фельетонов и пародий в стихах. Его сатира часто была злой и оскорбительной.
А в 1866 году Минаева арестовали (это произошло после покушения на царя и последовавших после этого репрессий). Поводом стало сотрудничество с журналами, которые имели социалистическую направленность. После ареста он четыре месяца провел в Петропавловской тюрьме.
Давайте сделаем маленький разбор.
Ни в одном из произведений Лермонтова не найдешь словосочетания -«голубой мундир», а вот поэме-пародии на лермонтовского «Демона», которое вышло из под пера Минаева, оно встречается вновь. Видимо оно так понравилось сатирику, что он его употребил еще раз.
Пародия на «Демона» была написана в 1874 году, до публикации стихотворения, когда общественность даже и не знало о его существовании.
Конечно, Минаев мог и не знать о нем узнать, и его "голубой мундир" в "Демоне"это просто совпадение. А может, он узнал о неизвестном стихотворении от Бартенева?
Хотя, скорее всего, все произошло с точность наоборот. Это Минаев уговорил Бартенева выдать свою пародию за стихотворение Лермонтова, а может Бартенев совершенно невольно стал участником этой фальсификации.
Пародии Минаева были злыми. Вот, к примеру, его пародия на стихотворение Лермонтова «Сон», которое многие считают как предсказание поэтом своей гибели. Пародия Минаева мне кажется безнравственной и циничной.
Стихотворение «Прощай немытая Россия» разительно напоминает пародию Минаева на пушкинское «К морю»:
Лермонтов не любил царя, и это было взаимное чувство. Как сейчас говорят, характер у поэта был сложный, но трудно представить, что человек, написавший «Бородино», «Родина», «Из Паткуля» мог так презрительно отзываться о своей стране.
Это Лермонтов написал за десять лет до своей смерти:
Сложно поверить, чтобы поэт, которого многие при жизни считали русофилом, написал бы стихи в стиле, который сейчас называют русофобским, тем более, у него на это не было повода
Стихотворение является не более чем фейком, родившимся спустя несколько десятилетий после трагической гибели поэта. Для чего это было сделано, сейчас сказать сложно.
Ясно лишь одно, без предъявления доказательств можно придумать любую сказку, всегда найдутся люди, готовые в нее поверить.