Найти тему

Что происходит, когда никто не пропивает Глобус

Совершенно необъяснимым образом я ни разу не писала о спектаклях театра «Глобус»! Это тем более странно, если учесть, что 90% спектаклей я смотрю именно оттуда.

В первую очередь внимания заслуживает сам театр (если у вас есть свободное время, посмотрите на виды здания изнутри и снаружи: https://www.shakespearesglobe.com/). Возможно, кто-то даже краем уха слышал, что этот театр как-то связан с Шекспиром – и это не слухи! Первое здание было построено в 1599 году для труппы Барда, где у актеров имелась доля в собственности. Сам Уильям Джонович в конце карьеры владел жалкими 7% акций (давайте тут договоримся, что для целей этот и последующих статей мы будем полагать, что Шекспир существовал в виде одного реального человека. Но я, безусловно, уважаю чувства неверующих в Поэта и даже отдельных маргиналов, которые хотят верить, что за него писала все Энн Хэтэуэй*). Здание строили из дерева, оно, ясное дело, сгорело, его снова построили, но уже из камня…нет, шучу, из дерева, конечно, но лет через 30 закрыли, потому что театр был богомерзким явлением, отвлекал людей от работы и дум от бессмертной душе, делал их жизнь радостней, а кому нужны радостные граждане? Это же нонсенс! Представьте, что зрителей там набивалось враз до 3000 человек, а потом эта воодушевленная, окультуренная толпа выливается на улицы Лондона, может быть, даже цитируя что-то пятистопным ямбом…Вот и я говорю, безобразие! Да там еще и женские роли мужчины играли, а это уж совсем ни в какие ворота: ни в религиозные, ни в феминистские, да и белая пудра на щетине странно выглядит с первых рядов. И закрыли его так качественно, что он не мог открыться аж до 1997…

Современный «Глобус» чуть отъехал от первоначального месторасположения (метров этак на 230), но в общих чертах соответствует оригиналу. Его построили из…все вместе!...дерева. С соломенной крышей.

Можете тут повозмущаться, что этим британцам наплевать на людей и пожарную безопасность, но на самом деле, как раз из соображений безопасности максимальное количество зрителей снизили до 1700, что примерно в 2 раза ниже наполняемости в 17 веке. А теперь шокирующие подробности об устройстве театра, которые заставят российского театрала скривиться и, возможно, начать говорить: «Да как так можно! Никакого уважения к зрителю!» Театр по форме представляет собой 20-угольник, сцена вынесена в зал, сиденья по бокам располагаются амфитеатром, а теперь – внимание! – перед сценой находятся СТОЯЧИЕ МЕСТА, словно это не место высокой культуры, а фан-зона на каком-то концерте! А актеры во время спектакля потом еще и продираются на сцену через толпу, а иногда и по балконам шляются, как будто им сцены мало! Не знаю, есть ли в этом театре гардероб, но не похоже на это, потому что публика обычно щеголяет в макинтошах, пальто и прочих плащах, потому что над их головами в потолке зияет дырища, через которую на их бедные головы, разгоряченные действом, льется дождь! А они стоят и покорно это терпят, изредка прикрываясь газетами (да, они еще и газеты бумажные читают…Что тут сказать, отсталая страна…) да пакетами из супермаркета.

-2

Но они не ропщут, так как билеты стоят 5 фунтов, так что в какой-то день можно пропустить поход в «Старбакс» и вместо этого завернуть в театр. Понятно, что публика за такие смешные деньги набирается всякая… Какой там дресс-код! Это в Большом театре стоимость билета надежно ограждает вас от низших слоев общества, тут вы можете оказаться плечом к плечу с кем угодно. Даже с какими-нибудь врачами, учителями и студентами!

А декорации! Ну разве это декорации! Они думают, что как во времена Шекспира можно воткнуть ветку дерева и объявить ее лесом или поставить стол и притвориться, что теперь это зал для пира в замке. Вообще на сцене есть только люк в полу, две колонны, и 1-2-3 двери в заднике. Плюс балкон, где почти все время сидят музыканты и играют устаревшую средневековую музыку! Нет никакой надежды увидеть, как Макбет прикончит кого-то под мелодию из современного фильма ужасов, эх… Вот они серьезно надеются, что человек 21-го века, выросший на блокбастерах, поверит, что тряпочка в цветочек на веревочке превращает сцену в полуночный волшебный лес, наполненный сказочными существами?

А знаете, что делают актеры в конце спектакля? Вместо того, чтобы чинно-важно поклониться и с достоинством уйти, они пляшут! Все, как один отплясывают джигу! Это уж точно перебор, особенно после драмы! И вообще, они могут поскользнуться и упасть, ведь на авансцену тоже дождь капает. Куда смотрит их актерский профсоюз!

Но зато костюмы не подкачали. Они серьезно следят за аутентичностью, так что там все, как надо: много кожи, льна и бархата. Доспехи на ремешках, никаких «молний» и «липучек».

Вообщем, вы поняли, что я без ума от этого театра. Я уверена, что почти полное отсутствие декораций заставляет актеров полагаться только на себя и друг друга. Почти в каждом спектакле в какой-то момент актеры ломают четвертую стену и обращаются напрямую к публике и многие монологи произносят, сидя на краю сцены и почти касаясь зрителей. И каким-то образом классический Шекспировский материал, без капли постмодернизма, работает для современного человека. Да так, что люди готовы продираться через устаревший английский, стоять по три часа, терпеть капризы погоды и других зрителей, которые вторгаются в их личное пространство. Это создает настолько особую атмосферу, что ее можно почувствовать даже через экран, если уж нет 5 фунтов (+тысяч 70 рублей на перелет, отель и fish and chips), чтобы прийти туда лично.

А вообще, «Глобус» до невозможности интерактивный театр. У них есть приложение (https://www.shakespearesglobe.com/discovery-space/globe-360), великолепный сайт (серьезно, посмотрите его!) и куча мероприятий и программ для детей, взрослых, студентов, учителей литературы и драмы, тех кто интересуется театром и Шекспиром. У них даже есть игры и презентации для самых маленьких! В такие моменты я даже жалею, что у меня нет кого-нибудь самого маленького, с кем бы я могла подобрать животным театральные костюмы, изготовить открытку и посмотреть Шекспиро-мульт. И кого-нибудь постарше, чтобы научиться писать, как Шекспир, поугадывать героев его пьес и окончания цитат… Постойте, а я же могу это сделать и сама! И вы тоже, если не боитесь английского: https://www.shakespearesglobe.com/playground

-4

*не та, которая в «Интерстелларе», а жена Шекспира