С развитием электронной коммерции в России иметь по-настоящему крупную сеть объектов с хорошей географией стало модно. Который год подряд не знает куда себя деть Почта России. Очень хочется заработать, но не получается. У Почты России, напомним, около 43 000 отделений. Так или иначе, программа по развитию розничной сети на ее базе реализуется уже более 15 лет, но реализуется из рук вон плохо.
За это время множество ритейлеров научились эффективно использовать свои торговые площади для продажи сторонних услуг и сервисов и даже товаров. Мы помним примеры, когда в магазинах электроники продавали игрушки и кухонные гарнитуры, а в салонах связи - банковские карты и страховые продукты. Связной, а за ним и «Пятерочка» пошли дальше и начали открывать пункты выдачи товаров на волне бурного роста рынка. В конце 2018 года X5 закрыла сделку по покупке 50% компании «ЦТБ» у Совкомбанка. Партнеры рассчитывают установить 1000 постаматов в магазинах «Пятерочка» и «Перекресток».
С другой стороны, нельзя не заменить все возрастающее влияние на рынок розничной торговли и особенно в онлайне главного российского банка, ранее охотно кредитовавшего девелоперов торговых центров и крупные торговые сети. Попробуем посчитать количество активностей Сбербанка в непрофильных сферах, особенно в ритейле и e-commerce за последние несколько лет.
В 2017 году госбанк начал тестировать, а в начале 2018 года запустил собственного виртуального мобильного оператора «Поговорим». Примерно в то же время банк запустил сервис врачебных консультаций, приобретя сервис DocDoc. В конце 2017 года было объявлено о достижении договоренностей о создании СП стоимостью 60 млрд рублей с «Яндекс.Маркетом».
В мае 2018 года партнеры запустили маркетплейс «Беру», составивший конкуренцию ведущим игрокам на российском рынке. Вместе с Rambler&Co банк объявил о работе над проектом «Фудплекс» по бронированию столиков в ресторанах. В 2018 году стартовал собственный проект Сбербанка по внедрению сервиса выдачи наличных на кассах магазинов. Был запущен маркетплейс трансграничной торговли Bringly. Потом первая в России сеть кинотеатров виртуальной реальности со студией Impulse Machine. Наконец в 2019 году в партнерстве с производителем онлайн-касс «Эвотор» запустился проект «на_полке» - платформы по мелкооптовой продаже продуктов питания и товарами повседневного спроса.
Итак, российский финансовый конгломерат всерьез интересуется быстрорастущим рынком онлайн-торговли. В портфеле Сбербанка - около 15 000 собстенных отделений с покрытием по всей стране. А в числе партнеров - стремительно наращивающий долю на рынке «Яндекс». Что можно получить, скажем, в 2022 году? Сбербанк - крупнейший игрок на рынке пунктов выдачи интернет-заказов. Сбербанк покупает Boxberry или Pickpoint. В каждом отделении банка - постаматы или мини-офисы по обработке онлайн-заказов как собственных маркетплейсов, так и сторонних магазинов.
Почему бы и нет?
Анна Шереметьева, Моллы.ру
Следите за нашими новостями в социальных сетях:
https://www.facebook.com/malls.ru
https://zen.yandex.ru/malls.ru/