- Представляешь, он так и сказал: «какая тебе разница, что смотреть?», - возмущённо пыхтела Дашка, - у меня просто слов нет!
Бедная Дашка. У меня бы нашлось множество разнообразных слов, если бы моему ребёнку сказали такое. Пусть даже – его собственный дедушка. Особенно – дедушка.
У Дашки назрела целая семейная драма. Уже два месяца она не возит сына-дошкольника к своим родителям и те обижаются. Но у Дашки на то есть причины.
После Нового года её сын Митя гостил у бабушки с дедушкой. Целых полтора дня гостил, что редкость – обычно Даша с Митей заезжают в гости на часок-другой. А тут «предки» выпросили внучонка на все выходные, чтобы… уже на второй день несчастный ребёнок запросился домой.
Услышав в трубке Митькино поскуливание и расплывчатые мамины объяснения, Дашка тут же примчалась к родителям. На вопрос «что случилось?!» те лишь разводили руками – сами не понимаем, домой просится, к маме, вот…
Но Митя тут же «сдал» бабушку с дедушкой. Оказалось, что первая предпочла общению с внуком телевизор, а второй – с головой погрузился в комп. Ребёнку, естественно, стало скучно, и тот принялся просить у дедушки свой любимый мульт:
- Включи «Кота в сапогах», ну пожа-а-алуйста!
Дед включил, по словам ребёнка, «мультик про птичек на флешке», потом – «про ёжиков», после – ещё про кого-то, но хотелось-то – про кота!
Шустрый Митька решил объяснить деду про онлайн, но тот лихо отбрил парня:
- На онлайн надо тратить трафик, смотри, что есть на флешке! Какая тебе разница, что смотреть?
И тут у Мити произошёл разрыв шаблона, когнитивный диссонанс и детская травма. Потому что Митю воспитывали по-другому.
Даша, воспитанная в своё время «есть, что дают», научила Митю сравнивать и выбирать то, что хочется, а не «что есть». Научила абсолютно осознанно – потому что сама долгое время не могла научиться жить в мире, где можно есть не только макароны и ездить не только на автобусе.
Надо ли говорить, что Дарья устроила отцу форменное Ватерлоо? «Шоу» получилось весьма фееричным и абсолютно… бесполезным. Потому что любящие бабушка-дедушка так и не поняли: а что не так-то? Какие-такие коты в сапогах, когда мультиков – вон, целая флешка…
Даша перевела дух и зашла с другого конца. Дескать, ребёнок – он тоже человек, со своими вкусами и желаниями, которые нужно уважать. И, если вы, господа дедушки-бабушки, выполнить ребёнкину просьбу по каким-то причинам не можете, объясняйте ему это вежливо и логично, а не грубым «какая тебе разница, что смотреть». Ферштеен? А, опять не понятно...
Поняв, что стучится лбом в глухую стену, Дарья плюнула и уехала вместе с сыном домой. Парню, кстати, пришлось объяснять, что дедушка «не хотел тебя обидеть» и «не имел в виду ничего плохого».
Митя инцидент быстро забыл, в отличие от Даши. Та – злится до сих пор. И всё пытается изобрести способ объяснить своим родителям, что дети – тоже люди. Надеюсь, у неё получится.
Потому что подход «брать, что дают» - он всё-таки неправильный. И, если во времена дефицита и безденежья можно было как-то оправдать родителей, подсовывающих детям картошку в мундире и пшённую кашу и советующих «есть, что дают», то сейчас…
Сейчас это самый верный способ воспитать забитого невротика без собственного мнения. Да и к чему ему мнение, если надо есть/смотреть/иметь, что дают, и не сметь мечтать – о другом? Такой, кстати, долгое время была Дашка.
Она сама с хохотом рассказывала, как, получив первую стипендию, впала в ступор перед прилавком с колготками. Их же там – много! А как выбрать? Не понятно. Носить, что есть – научили. А выбирать – увы… Здорово, что она это изжила. И здорово, что пытается привить сыну умение выбирать и просто – хотеть. Жаль, что не все это умеют.