Родоначальницей этого условного направления следует считать Московскую станцию метрополитена «Первомайскую» построенную в 1961 году, в «самый разгар» борьбы с излишествами, известного постановления Никиты Сергеевича Хрущева 1955 года. Затем в 1964 году были построены сразу три станции, отличающиеся только «расцветкой» на севере Москвы: «Войковская», «Водный Стадион», «Речной Вокзал».
А вот с точки зрения проектировщиков, а не только рассматривая внешнее сходство, такие станции следует называть колонными станциями мелкого заложения (как правило это 6 метров). И к таковым можно отнести десятки станций Московского метрополитена и, пожалуй, почти все станции метрополитенов «провинциальных». Шаг колонн при этом у таких станций может быть почти любым и первым подобным проектом стала станция Московского метрополитена «Сокольники» и около десятка других открывшихся в один год и в один день – в 1935 году, 15 мая. В среде архитекторов такие станции получили название «сороконожки», так как перекрытие и балки первых подобных станций поддерживались двумя рядами колонн в количестве 40 пар.
Об этом опыте вспомнили в 60-е годы, а затем применили его в городах по всей РСФСР и примыкающим республикам уже в 70-е, 80-е и даже 00-е годы.
Нет смысла упоминать обо всех колонных станциях мелкого заложения, все они различны в оформлении, во многих случаях присутствует лепнина, скульптурные элементы, декоративные металлические конструкции, а остановимся на самых «типичных» случаях подземных «хрущевок», характеризуют которые полный аскетизм в оформлении.
Станция Московского метрополитена «Первомайская»
Станция Московского метрополитена «Войковская»
Станция Московского метрополитена «Водный Стадион»
Станция Московского метрополитена «Речной Вокзал»
Станция Московского метрополитена «Каширская»
Станция Московского метрополитена «Щелковская»
Станция Питерского метрополитена «Ленинский проспект»
Станция Питерского метрополитена «Проспект Ветеранов»
Станция Нижегородского метрополитена «Заречная»
Станция Нижегородского метрополитена «Бурнаковская»
Станция Нижегородского метрополитена «Кировская»
Станция Нижегородского метрополитена «Автозаводская»
Станция Нижегородского метрополитена «Пролетарская»
Станция Нижегородского метрополитена «Комсомольская»
Станция Самарского метрополитена «Безымянка»
Станция Самарского метрополитена «Спортивная»
Станция Самарского метрополитена «Советская»
Станция Казанского метрополитена «Суконная Слобода»
Станция Волгоградского скоростного трамвая «Комсомольская»
Станция Новосибирского метрополитена «Октябрьская»
Станция Новосибирского метрополитена «Студенческая»
Станция Новосибирского метрополитена «Красный проспект»
Станция Екатеринбургского метрополитена «Машиностроителей»
ОРА НОВАЯ КЛАССИКА