И снова рубрика «Специальный Репортаж». В этот раз наш спецкорреспондент Роман Земцов побывал на программе профессиональной переподготовки «Развитие бизнеса», на занятии «Разработка дорожных карт», которое провел Директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок.
Управление бизнесом сегодня происходит в зоне сильной турбулентности перемен. Современные технологии не только трансформируют и ускоряют нашу жизнь. Они сокращают у компаний горизонт стратегического планирования: делать прогнозы становится все сложнее.
Александр Чулок считает, что представления о будущем часто упрощаются. Вот три «очевидных» ошибки при исследовании будущего:
1. Изменение спроса рассматривается в узком контексте
2. Динамика развития науки и проникновения технологий воспринимается линейно
3. Недооценивается роль экосреды и коммуникаций
На своей лекции Александр рассказал о теории и практике построения дорожных карт и сделал обзор лучшей мировой практики форсайт-исследований, наглядно показав возможности применения в интересах компаний.
Будущее угадать невозможно, будущее можно только сформировать.
Дорожная карта – это не просто план-график, но инструмент форсайта, которая показывает, как меняется выбранный объект для построения дорожной карты во времени, и как его ключевые составляющие связаны друг с другом.
При построении дорожных карт учитываются не только глобальные тренды, но и «джокеры» - события с низкой вероятностью, но масштабным эффектом. Особенно запомнилось, как начертив на доске функцию распределения Гаусса, Александр обратился к слушателям: «Где сегодня находятся все стратегии компаний? В области 95% - на пике. А где находятся все прорывы – Майкрософты, Теслы? В оставшихся 3-5%, так называемых «хвостах». Поэтому одно из ключевых правил Форсайта – учитывать и глобальные тренды, и джокеры».
В конце занятия Александр очертил контуры наступающего будущего с помощью семи предпосылок. Вот они:
· Распространение новой технологической парадигмы
· Кардинальное изменение цепочек создания добавленной стоимости
· Переход от «экономики знаний» к «экономике действий»
· Борьба «суверенитетов» производителя и потребителя
· Рост влияния экологических и этических факторов
· Замена «умными» технологиями не только рутинного труда, но и высококвалифицированных специалистов
· Переход на новую модель образования – «предпринимательский университет»
В заключении один важный вывод, который я сделал для себя. Подход можно эффективно использовать не только для компании, но и при планировании личностного развития. Больше не нужно угадывать свое будущее, его можно строить!
Больше информации о Программе профессиональной переподготовки "Развитие бизнеса" Вы найдете здесь.
Подписывайтесь на канал Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, чтобы быть в курсе изменений и новых трендов в бизнесе и маркетинге!