Найти тему

Спецрепортаж: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО НА ДОРОЖНЫХ КАРТАХ

И снова рубрика «Специальный Репортаж». В этот раз наш спецкорреспондент Роман Земцов побывал на программе профессиональной переподготовки «Развитие бизнеса», на занятии «Разработка дорожных карт», которое провел Директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок.

Управление бизнесом сегодня происходит в зоне сильной турбулентности перемен. Современные технологии не только трансформируют и ускоряют нашу жизнь. Они сокращают у компаний горизонт стратегического планирования: делать прогнозы становится все сложнее.

Александр Чулок на занятии «Разработка дорожных карт» для слушателей программы профессиональной переподготовки «Развитие бизнеса»
Александр Чулок на занятии «Разработка дорожных карт» для слушателей программы профессиональной переподготовки «Развитие бизнеса»

Александр Чулок считает, что представления о будущем часто упрощаются. Вот три «очевидных» ошибки при исследовании будущего:

1. Изменение спроса рассматривается в узком контексте

2. Динамика развития науки и проникновения технологий воспринимается линейно

3. Недооценивается роль экосреды и коммуникаций

На своей лекции Александр рассказал о теории и практике построения дорожных карт и сделал обзор лучшей мировой практики форсайт-исследований, наглядно показав возможности применения в интересах компаний.

Будущее угадать невозможно, будущее можно только сформировать.

Дорожная карта – это не просто план-график, но инструмент форсайта, которая показывает, как меняется выбранный объект для построения дорожной карты во времени, и как его ключевые составляющие связаны друг с другом.

При построении дорожных карт учитываются не только глобальные тренды, но и «джокеры» - события с низкой вероятностью, но масштабным эффектом. Особенно запомнилось, как начертив на доске функцию распределения Гаусса, Александр обратился к слушателям: «Где сегодня находятся все стратегии компаний? В области 95% - на пике. А где находятся все прорывы – Майкрософты, Теслы? В оставшихся 3-5%, так называемых «хвостах». Поэтому одно из ключевых правил Форсайта – учитывать и глобальные тренды, и джокеры».

Компании, сделавшие ставку на стратегическое видение.                                               
Источник:  https://www.visualcapitalist.com/top-100-companies-revenue-profit/
Компании, сделавшие ставку на стратегическое видение. Источник: https://www.visualcapitalist.com/top-100-companies-revenue-profit/

В конце занятия Александр очертил контуры наступающего будущего с помощью семи предпосылок. Вот они:

· Распространение новой технологической парадигмы

· Кардинальное изменение цепочек создания добавленной стоимости

· Переход от «экономики знаний» к «экономике действий»

· Борьба «суверенитетов» производителя и потребителя

· Рост влияния экологических и этических факторов

· Замена «умными» технологиями не только рутинного труда, но и высококвалифицированных специалистов

· Переход на новую модель образования – «предпринимательский университет»

В заключении один важный вывод, который я сделал для себя. Подход можно эффективно использовать не только для компании, но и при планировании личностного развития. Больше не нужно угадывать свое будущее, его можно строить!

Больше информации о Программе профессиональной переподготовки "Развитие бизнеса" Вы найдете здесь.

Подписывайтесь на канал Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, чтобы быть в курсе изменений и новых трендов в бизнесе и маркетинге!