В рамках 17-ой международной выставки “Молочная и мясная индустрия” прошли сессии, посвященные техническому регулированию и маркировке. Milknews подвел итоги обсуждений и делится главным с теми, кто не следил за нашей текстовой трансляцией и не смог посетить главную выставку для профессионалов молочного дела.
1. В Техрегламентах нет противоречий, есть их неправильное толкование
Ирина Макеева, заведующая лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГАНУ “ВНИМИ” рассказала участникам конференции о том, что все проблемы с несоответствиями техническим регламентам связаны с их неправильным применением. Таким образом, между разными Техрегламентами нет противоречий, есть их неправильное толкование. Самый частый пример: когда регламент 022 требует расшифровки состава, указанного на этикетке, однако если используются понятия регламента 033, то нужно делать так, как прописано в нем.
2. ЕЭК может начать указывать конкретную дату вступления документа в силу
Также спикер рассказала о том, что у участников рынка возникли разночтения срока вступления в силу изменений во время принятия последних поправок Техрегламента, связанных с маркировкой. ЕЭК ответил, что считать нужно с момента принятия документа, 180-ый день - дата вступления в силу. На данный момент в комиссии рассматривают возможность внесения поправок, в соответствии с которыми можно будет указывать конкретную дату вступления в силу и окончания переходного периода.
3. При изменении названий нужно не забывать о потребителе
Заместитель председателя Комитета по качеству Ассоциации
компаний розничной торговли Всеволод Мильруд заявил, что изменение требований дошло до того, что маркировка не находят понимания у потребителей. Он привел пример, когда в АКОРТ пришло письмо, в котором предлагалось раскладывать каталоги с объяснениями рядом с полками.
4. Производителям все сложнее ориентироваться в требованиях
Кроме того, самим производителям с каждым разом сложнее работать с нормативной базой. В каждом техрегламенте содержится более тысячи содержательных требований, существует более 10 источников информации о соответствии. На текущий момент рассматривается более 15 изменений, и одновременно с этим планируют ужесточать санкции за нарушение регламентов. Непонятно, как ориентироваться в требованиях, разграничивать ответственность, к тому же неясно, кто будет объяснять, как все соблюдать.
5. Децентрализация проверок давит на сети
Также Мильруд рассказал, что каждая торговая сеть проходит около 200 проверок техрегулирования в год, и каждый магазин становится объектом такой проверки. Проверять может более 90 органов по надзору, среди которых региональные органы по ветеринарному надзору, не подчиняющиеся федеральному центру. В среднем около 3500 поставщиков для каждой сети поставляют продукцию, подотчетную техрегламентам, и в этой ситуации логично, что сети вводят процедуры собственного контроля.
6. Органической продукции понадобится защита
Елена Нечаева, замруководителя Органа по сертификации “Ростест-Москва” рассказала про федеральный закон "об органической продукции", принятый в 2018 году. Он вступит в силу в 2021 году, но к нему уже необходимо активно готовиться. На данный момент отличительный знак для органики не разработан, но после его утверждения и вступления закона в силу каждый производитель будет нести ответственность, если разместит маркировку на продукте. Сегодня большое количество производителей маркирует продукцию как "экологически чистую", по факту не соответствуя требованиям. Нечаева заявила, что этот вопрос должен решаться подзаконными актами, разбираться с этим будет регулятор.
7. Целевая модель прослеживаемости еще не утверждена окончательно
Руководитель проектного офиса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти рассказал о разработке маркировки для молочной продукции. Отвечая на вопрос о том, будет ли она обязательной, спикер ответил, что для всех товаров, где пилотный проект уже закончился, это данность. Судьбу молочной категории будет решать правительство по итогам эксперимента, Скорчеллетти считает, что точный ответ мы получим не раньше 31 декабря 2019 года.
8. Стоимость маркировки не будет одинаковой для всех
На вопрос Ирины Макеевой о том, насколько маркировка сделает продукцию дороже, Скорчеллетти ответил, что в некоторых случаях она может даже удешевить продукцию за счет оптимизации бизнес-процессов. С точки зрения удорожания в каждом конкретном кейсе нужно смотреть на особенности предприятия, часто на крупных заводах уже есть оборудование, необходимое для нанесения маркировки.
9. Маркировка может помочь ведомствам находить нарушителей
Юлия Елисеева подняла вопрос об использовании системы маркировки для контроля небезопасной продукции. Скорчеллетти ответил, что ЦРПТ никак не будет выполнять функции уполномоченных органов, но при вынесении соответствующих решений со стороны Россельхознадзора или Роспотребнадзора, в теории, система маркировки позволит быстро найти необходимую партию.
10. Расширение перечня “Меркурия” преждевременно
По данным АКОРТ, сейчас в перечень подотчетных “Меркурию” ветеринарных товаров входит 17 групп, из них около 11 реализуются в торговле. Для сетей эта доля составляет более 30% от всего ассортимента. Тем не менее, более десятка существующих проблем еще не решены, и одновременно с этим Россельхознадзор предлагает расширить перечень подотчетных товаров до >70% продовольственного ассортимента. В ассоциации считают, что введение такого расширенного перечня преждевременно.